Аналитика

Собственная ИТ-команда для бизнеса: роскошь или ошибка?

Эдуард Долгалев, Selecty: Среднему бизнесу содержать собственные ИТ-подразделения будет экономически невыгодно

Рост страховых отчислений для ИТ-сектора может привести к укрупнению рынка. До 10% аккредитованных компарий рискуют закрыться или быть поглощенными, считает Эдуард Долгалев, директор по стратегическому развитию в СНГ группы Selecty. В беседе с CNews он описал три стратегических преимущества, которые помогут крупным игрокам не только сохраниться, но и усилить свои позиции к 2026 году.

CNews: Какие налоговые нововведения ожидают ИТ-отрасль в 2026 году?

Эдуард Долгалев: Налоговые коррективы 2026 года демонстрируют готовность всей ИТ-инфраструктуры к предстоящим трансформациям. Власти РФ поддержали сохранение нулевой ставки НДС для российских разработчиков программного обеспечения, однако отрасль утратит часть преференций. В частности, страховые взносы для ИТ-компаний повысятся с 7,6% до 15%, а льготный тариф останется лишь при превышении ежегодных выплат порога в ₽2,98 млн. Это напрямую увеличит расходы на фонд оплаты труда, особенно для начинающих специалистов уровня junior или middle.

Одновременно продолжают действовать отраслевые льготы по налогу на прибыль для аккредитованных ИТ-компаний (преференции продлены до 2030 года). На фоне введенной с 2025 года прогрессивной шкалы НДФЛ (5 ставок от 13% до 22%), общая налоговая нагрузка на высокооплачиваемых специалистов возрастет, и большинство отечественных компаний способны с ней справиться.

Отраслевые льготы по прибыли для аккредитованных ИТ-фирм сохраняются, а меры господдержки (например, ИТ-ипотека) продолжают расширяться, что помогает смягчить последствия для ключевых кадров.

CNews: На кого эти изменения повлияют сильнее: на крупные корпорации или предприятия среднего размера?

Эдуард Долгалев: Эти изменения затронут всю ИТ-отрасль. Поскольку налоговая реформа предполагает увеличение базовой ставки НДС с 20% до 22% для большинства предприятий, это скажется и на цифровом секторе. Налоговое бремя распределится по всей цепочке B2B-взаимодействий. В 2025 году уже действует прогрессивная шкала НДФЛ (13–22%), что увеличивает общую нагрузку на высокооплачиваемые позиции в проектах, а следовательно, делает квалифицированных специалистов более затратными для компаний.

Рост страховых взносов подтолкнет рынок к консолидации: крупные интеграторы и аутсорсинговые компании будут поглощать небольшие команды, а средние игроки продолжат оптимизацию и сосредоточатся на нишевых решениях, если их продукт действительно ценен, а не существовал лишь за счет отраслевых преференций.

Крупные участники адаптируются оперативнее благодаря масштабу: у них больше ресурсов, включая финансовую устойчивость для управления дебиторской задолженностью, что обеспечивает клиентам комфорт. Немаловажную роль в периоды неопределенности играют также сильная переговорная позиция, гибкость и нацеленность на долгосрочное сотрудничество с заказчиком. Не говоря уже о таких признаках стабильных организаций, как более взвешенный подход к формированию фонда оплаты труда. В целом, рынок получит дополнительный импульс для объединения вокруг крупного бизнеса.

CNews: Какой процент ИТ-компаний, по вашей оценке, покинет рынок в 2026 году? Что произойдет с высвободившимися специалистами этих компаний?

Эдуард Долгалев: Наш базовый прогноз предполагает, что примерно 10% юридических лиц из числа аккредитованных ИТ-компаний могут прекратить самостоятельную деятельность или будут поглощены. Это естественный этап зрелости рынка, а не его «крах».

ИТ-специалисты «не останутся не у дел», а перераспределятся. Банковский сектор, ритейл, e-commerce и FMCG продолжают импортозамещение и развитие собственных платформ и решений. Спрос на опытные роли (архитекторы, SRE, DevOps, специалисты по безопасности, продвинутые ML/AI) сохранится, тогда как начинающие специалисты и «универсалы» ощутят усиление конкуренции и корректировку ожиданий. Уже сейчас многие профессионалы отказываются от завышенных требований и готовы принимать рыночные реалии, соглашаясь на более скромные зарплатные условия ради участия в интересных проектах.

Часть специалистов перейдет на инсорсинг к крупным заказчикам, часть — к системным интеграторам, часть — в гибридные форматы занятости. Действующие меры поддержки, такие как ИТ-ипотека и отсрочка от службы в армии, по-прежнему будут играть важную роль в удержании ключевых компетенций в отрасли. В итоге мы можем наблюдать не сокращение занятости, а перемещение кадров в более ресурсоемкие направления и к более устойчивым позициям крупного бизнеса.

Если обобщить эти выводы с управленческой точки зрения, то стоит рассмотреть возможность адаптации бизнес-модели к ставке 22%, возможно, задуматься об индексации в долгосрочных контрактах и тщательно проанализировать фонд оплаты труда с точки зрения развития внутренних компетенций сотрудников.

CNews: Какие изменения ждут рынок труда к 2026 году?

Эдуард Долгалев: К 2026 году ситуация на ИТ-рынке труда изменится: он перестанет быть сферой, где соискатель диктует условия. Однако нехватка опытных кадров останется, а процесс найма станет более тщательным. Востребованы будут универсальные практики, способные решать широкий круг задач. Это приведет к усилению конкуренции за ведущих специалистов и возможному сокращению численности персонала в некоторых областях.

Наступает период «управляемой нестабильности». Дефицит экспертов на ключевых позициях (например, архитекторов, специалистов по искусственному интеллекту, машинному обучению и кибербезопасности) не только сохранится, но и усилится. Это связано с высоким спросом на их навыки и более сложными условиями входа в профессию для новичков.

Организации будут стремиться найти не просто программиста, а узкопрофильного практика, идеально соответствующего бизнес-задачам. Параллельно может увеличиться запрос на готовые рабочие группы и отлаженные методики, а не на поиск отдельных сотрудников.

CNews: Останется ли экономически оправданным для среднего бизнеса держать свой ИТ-отдел? Какие есть другие пути?

Эдуард Долгалев: Для многих компаний среднего звена содержание полного штата ИТ-специалистов для всех нужд бизнеса станет финансово невыгодным. Прямые расходы на зарплаты растут, а скрытые издержки на подбор персонала, администрирование и поддержку инфраструктуры превысят разумные пределы.

Существуют альтернативные подходы, включая передачу задач внешним функциональным командам. Компания может делегировать как отдельный проект, так и целый блок работ. К примеру, разработку и обслуживание корпоративного мобильного приложения. Это дает предсказуемые расходы и доступ к знаниям экспертов без рисков, связанных с налогами и текучестью кадров.

Другой часто более выгодной альтернативой собственному штату является модель проектных групп, когда гибкий коллектив специалистов привлекается на конкретный этап: разработку, тестирование или доработку внутренних систем.

CNews: Появятся ли новые компании в сфере ИТ-аутсорсинга? Что станет их главным козырем для привлечения заказчиков?

Эдуард Долгалев: Новые участники рынка будут возникать, но их потенциал роста ограничится узкими, специализированными сегментами. Вряд ли появятся новые крупные игроки, способные на равных соперничать с лидерами в широком поле. Их сильной стороной станет глубокая экспертиза в конкретной области.

Такие компании могут сосредоточиться на «финальном этапе» импортозамещения. Когда крупный интегратор внедряет платформу, а небольшая команда берется за ее адаптацию и техническую поддержку в тех аспектах, которые неинтересны большим игрокам. Однако у этой модели есть слабые стороны: отсутствие масштаба, ограниченные ресурсы и часто неформализованные процедуры. Для клиента это всегда означает дополнительные риски.

CNews: В чем заключаются основные сильные стороны группы компаний Selecty?

Эдуард Долгалев: В современной реальности мы выделяем три основных наших достоинства: стабильность, широкий охват и комплекс экспертных знаний.

Начиная с 2014 года, мы пережили ряд экономических изменений, сформировали разнообразную клиентскую базу из различных сфер и отладили систему управления рисками. Для заказчика это означает, что мы — надёжный союзник, который продолжит сотрудничество и спустя пять лет.

За время деятельности мы собрали обширный опыт работы с клиентами, набор решений для нетривиальных задач и передовые отраслевые методики. Благодаря этому мы выполняем проекты оперативнее и экономичнее, чем новые игроки или формирующиеся внутренние отделы. Мы не создаём с нуля то, что уже существует, а применяем решения, доказавшие свою эффективность.

Наше третье, и не менее значимое, преимущество — это целостная система компетенций. Мы предлагаем не просто специалистов, а полный спектр услуг — от стратегического планирования до технического сопровождения. Клиент получает доступ ко всему этому комплексу знаний в формате «единого окна».

CNews: Каких подходов в работе вы намерены придерживаться в изменившейся обстановке? Останутся ли прежними расценки на ваши услуги для клиентов?

Эдуард Долгалев: Наши фундаментальные ценности не меняются: ответственность, сотрудничество, результативность. Что касается стоимости услуг, то массового повышения цен мы не предполагаем. Нашей тактикой остаётся гибкий подход к формированию цен, учитывающий особенности и нужды каждого заказчика.

Мы изначально закладываем понятные условия корректировки цен и постоянно повышаем эффективность собственных операционных процессов, чтобы по возможности нивелировать рост затрат и не перекладывать его в полном объёме на клиента.

В тех случаях, где это уместно, мы рекомендуем клиентам переходить на более технологичные и, как следствие, более выгодные модели обслуживания, что в конечном счёте уменьшает их общие расходы на цифровую трансформацию.

CNews: Как вы поддерживаете высокий уровень квалификации в коллективе — в целом и особенно в нестабильные периоды?

Эдуард Долгалев: С 2022 года мы практически не наблюдаем случаев профессионального выгорания, поскольку в целом достаточно напряжённая внешняя ситуация, даже несмотря на определённую стабильность в ИТ-отрасли, в некоторой степени помогает опытным специалистам концентрировать свои способности и ресурсы. Помимо этого, Selecty представляет собой ориентированную на людей среду, которая подразумевает всестороннюю помощь не только от компании, но и высокую внутреннюю энергию внутри отдельных групп. Мы также стремимся поддерживать баланс между работой и досугом: у нас действует множество клубов по интересам, включая сообщества любителей киберспорта, шахмат, книжный и гитарный клубы. Однако, пожалуй, наиболее действенный способ сохранять профессионализм — это всё же глубокая вовлечённость в рабочие задачи, возможность их оптимизировать и приспосабливать к новым условиям.

Рекламный материалerid:2W5zFHaHrM6Компания-рекламодатель: ООО "Селекти"ИНН/ОГРН: 7736313541/1177746962579Адрес сайта: www.selecty.ru
Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории