В России всё чаще встречаются материалы, созданные искусственным интеллектом (ИИ), где люди изображены или представлены говорящими то, чего они на самом деле не делали — так называемые дипфейки. За последние шесть месяцев с подобным контентом столкнулись 70% россиян, однако лишь 31% из них знакомы с самим термином. При этом 43% опрошенных признали, что не сумеют отличить такую подделку от подлинной информации. Эти данные были предоставлены CNews аналитиками НАФИ.
Дипфейки превращаются не только в новый инструмент для авторов контента, но и несут серьёзные риски для безопасности людей: в 2024 году было зафиксировано несколько десятков тысяч атак с их использованием, а к концу 2025 года их число может увеличиться в десятки раз. Эксперты НАФИ провели исследование, чтобы оценить, насколько россияне осознают феномен дипфейков и чувствуют ли себя защищёнными от этой новой цифровой угрозы.
Дипфейки стали элементом повседневной цифровой жизни
Сгенерированные ИИ изображения, видео и аудиозаписи уже прочно вошли в информационное пространство. В ходе исследования респондентам было предложено определение термина «дипфейк», после чего их спросили, сталкивались ли они с таким контентом в последние полгода.
Более четверти участников (28%) никогда не встречали дипфейки. Однако большинство (72%) — видели их, причём каждый пятый (21%) регулярно наталкивается на подобные материалы.
Технологии развиваются быстрее, чем их общественное понимание: только каждый третий россиянин (31%) знает, что означает термин «дипфейк». Каждый второй (52%) ошибочно называет созданные с его помощью материалы «ботом», «видеомонтажом», «ретушью» или «карикатурой».
Такой низкий уровень осведомлённости о терминологии означает, что многие пользователи могут даже не заметить специальную маркировку контента с дипфейками и проигнорировать предупреждающие знаки.
Большинство осознаёт свою уязвимость перед ИИ-подделками
Исследование показало, что россияне в целом плохо подготовлены к противодействию угрозам, связанным с дипфейками: почти половина граждан (43%) призналась, что не сможет распознать подделку. Уверены в своей способности выявить такую технологию примерно столько же — 41%.
Степень уязвимости перед дипфейками различается в зависимости от пола и возраста. Чаще о том, что не смогут распознать подделку, говорят женщины (46%), люди в возрасте 25–34 лет (46%) и те, кому 55 лет и больше (49%).
Параллельно мониторинг цифровой грамотности на платформе «Цифровой гражданин» демонстрирует, что недостаточные навыки критической оценки информации делают россиян лёгкой мишенью для манипуляций, фейков и мошенничества, в том числе с применением дипфейков.
Так, по результатам десяти месяцев 2025 года, при общем высоком показателе цифровой грамотности населения России (70 баллов из 100 возможных), уровень компетенций в блоке «Оценка достоверности информации» остаётся сравнительно низким и составляет 63 балла из 100.
Екатерина Галашева, руководитель направления развития инновационных IT-продуктов в Аналитическом центре НАФИ: «В настоящее время дипфейки превратились из элемента научной фантастики в обыденную часть цифрового пространства, с которой регулярно взаимодействует половина жителей России. При этом навыки критического анализа информации у населения пока недостаточны. Такая ситуация формирует благоприятную почву для мошеннических схем, распространения ложных данных и атак, основанных на методах социальной инженерии. В случае, если корпорации и государственные учреждения не приступят к планомерному повышению грамотности в сфере искусственного интеллекта как компонента цифровой гигиены для своих сотрудников и клиентов, то к 2026 году они могут столкнуться не просто с увеличением числа внутренних проблем, но и с утратой доверия со стороны потребителей и контролирующих органов. Это напрямую повлияет на ухудшение их репутации и ослабление конкурентных позиций».
Методологические пояснения: общероссийское исследование было организовано Аналитическим центром НАФИ 13 ноября 2025 года с использованием платформы «Тет-О-Твет». В опросе приняли участие 6,67 тысячи респондентов (мужчины и женщины в возрасте от 14 лет, представляющие все регионы страны). Для достижения репрезентативности итоги исследования были скорректированы с учётом официальной статистики Росстата по параметрам пола, возраста, образования и места проживания. Предельная статистическая погрешность не превышает 2% при 95%-ном доверительном интервале.