ИКТ-бизнес

К 2030 году 80% разработчиков придется осваивать генеративный ИИ

Базовое переобучение, развитие начинающих кадров до уровня миддл- и сеньор-специалистов, фокус на отечественных технологиях и обязательном владении навыками работы с ИИ — вот основные векторы развития ИТ-образования в России на ближайшую перспективу. К такому заключению пришли эксперты ИТ-холдинга «Т1» в ходе аналитического исследования «ИТ-рынок в России 2025-2026: импульсы, энергия и потенциал». Внедрение этих подходов в будущем поможет стабилизировать кадровую ситуацию в отрасли и приведет к преобразованию спектра ИТ-профессий.

Развитие сферы ИТ-образования в России в последние годы проходило в условиях общей экономической нестабильности, критической нехватки ИТ-специалистов — порядка 500–700 тысяч человек — и повсеместного распространения технологий искусственного интеллекта. В этой ситуации наибольший спрос получили краткосрочные и доступные курсы для повышения квалификации, а также программы профессиональной переподготовки для последующего трудоустройства. В ближайшем будущем ключевыми трендами станут ориентация на импортозамещение и российские программные продукты, а также внедрение ИИ-компетенций как обязательного элемента подготовки. Так, к 2030 году около 80% программистов потребуют дополнительного обучения для работы с генеративным искусственным интеллектом.

Помимо этого, острый дефицит специалистов среднего и высокого уровня обуславливает необходимость сконцентрироваться на фундаментальном переобучении и целенаправленном выращивании кадров до высоких профессиональных уровней. Центральная роль в этом процессе отводится корпоративным университетам: компании ИТ-сектора намерены вкладываться во внутренние программы обучения для развития джуниор-разработчиков.

Коллаборативные форматы и обучение по принципу «равный равному» будут вытеснять индивидуальное освоение программ, а микрообучение, интегрированное в рабочие процессы, заменит собой традиционные учебные отпуска. Стремительный рост потребности в специалистах, способных работать с российскими ИТ-решениями — например, спрос на разработчиков «1С» увеличился на 25% — стимулировал переход от универсальных курсов к специализированным образовательным программам, сфокусированным на конкретных технологиях и рынках и построенным на практических примерах.

«Крупные ИТ-компании уже сегодня оказывают влияние на всю систему подготовки кадров через собственные инициативы. Государство, со своей стороны, может ускорить дальнейшие изменения с помощью регуляторных мер и целевого финансирования. Можно ожидать, что следующим шагом станет распространение практики ведущих игроков ИТ-рынка по открытию доступа к своим платформам, что позволит сформировать целые образовательные экосистемы, подобные GitHub для разработчиков или AWS для облачных инженеров. В результате непрерывное обучение превратится в неотъемлемую часть работы в ИТ-сфере, а также повысит качество исполнения и предсказуемость результатов проектов ИТ-компаний», — отметила Екатерина Колесникова, заместитель генерального директора ИТ-холдинга «Т1» по управлению персоналом.

В ближайшие годы внедрение инновационных методов в IT-обучение позволит скорректировать уровень заработной платы для начинающих специалистов, где в настоящее время существует заметный разрыв между ожиданиями и действительностью. Географические диспропорции также уменьшатся — дистанционное образование и удалённая занятость откроют IT-компаниям доступ к кадрам из различных регионов, что снизит доминирующую роль Москвы как центра IT-индустрии. В течение нескольких последующих лет появятся новые специальности, а некоторые устаревшие исчезнут: например, позиция junior-разработчика с базовыми умениями будет автоматизирована с помощью искусственного интеллекта и станет опциональной, в то время как такие профессии, как интегратор ИИ, специалист по этике искусственного интеллекта и промпт-инженер, прочно войдут в стандартный перечень.

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории