Новости

Инвестиции в ИИ для автопрома рухнут: прогноз аналитиков

Сфера автомобилестроения активно осваивает технологии искусственного интеллекта, однако лишь единицы смогут поддерживать стабильное финансирование таких проектов. Согласно оценкам Gartner, к 2029 году только порядка 5% автоконцернов продолжат выделять значительные средства на ИИ, в отличие от нынешних 95%.

Как отмечают аналитики Gartner в декабре 2025 года, ожидания от внедрения искусственного интеллекта в автомобилях не оправдаются, и нынешний энтузиазм сменится спадом интереса. К 2029 году лишь 5% производителей авто сохранят существенные инвестиции в эту область.

В отчете исследовательской компании Gartner с горизонтом до 2026 года говорится, что текущий отраслевой ажиотаж вокруг ИИ подходит к концу, и ожидаемый прорыв не принесет долгосрочных преимуществ большинству игроков рынка.

Специалисты Gartner пришли к выводу, что опередить конкурентов смогут только те производители, которые обладают развитой программной платформой, технически грамотным руководством и последовательной долгосрочной стратегией в области ИИ. Это может привести к дальнейшему расслоению компаний внутри индустрии.

Классические автопроизводители, например Volkswagen, чья репутация исторически основана на инженерных, а не программных решениях, вынуждены наверстывать упущенное, следуя за технологическими лидерами, такими как Tesla и BYD.

Аналитик Gartner Педро Пачеко (Pedro Pacheco) уточнил, что, хотя многие традиционные компании стремятся сократить отставание, им мешают серьезные внутренние ограничения и устаревшие методы работы. «Предприятие, которое не сильна в разработке программного обеспечения, неизбежно столкнется с проблемами», — отметил он.

По словам Педро Пачеко, для достижения успеха в сфере ИИ компаниям необходимо преобразоваться в цифровые организации, устранив внутренние барьеры и поставив технологические вопросы в приоритет на самом высоком уровне, в том числе обеспечив прямую подотчетность ИТ-руководителей генеральному директору.

Еще одной областью конкуренции в автомобильной промышленности становится автоматизация производства. Согласно прогнозу Gartner, к 2030 году как минимум одному автопроизводителю удастся достичь полной автоматизации процесса сборки транспортных средств. Передовые роботизированные системы в этой области уже в 2025 году используются 12 из 25 ведущих мировых автоконцернов.

Внедрение роботов в производство способствует снижению издержек, улучшению качества выпускаемой продукции и сокращению времени изготовления. Теоретически это позволяет клиентам получать более надежные автомобили по сниженным ценам.

Однако перемены на рынке труда, вызванные этой тенденцией, не стоит оценивать исключительно в негативном ключе. Внедрение искусственного интеллекта и роботизации неизбежно приведёт к появлению новых профессий и пополнению списка востребованных специальностей в автопроме.

Как сообщал CNews, летом 2025 года главный экономист инвестиционной компании Apollo Global Management Торстен Слок (Torsten Slok) заявлял, что крупнейшие технологические корпорации, делающие основную ставку на ИИ, оказались переоценены в большей степени, чем IT-компании в период расцвета доткомов.

Экономический пузырь 1995-2001 годов, известный как «пузырь доткомов», сформировался на фоне стремительного роста котировок интернет-компаний и всплеска их создания в конце прошлого века. Акции предприятий, предлагавших зарабатывать с помощью сети, взлетели до небес, чему способствовали многочисленные эксперты, включая экономистов, провозглашавших наступление новой эпохи — «новой экономики». В реальности же многие из этих бизнес-моделей оказались нежизнеспособными. Огромные инвестиции в рекламу и крупные кредиты обернулись чередой банкротств, резким снижением индекса Nasdaq и последующим обвалом цен на серверное оборудование.

«Ключевое отличие между IT-пузырём 1995-2001 гг. и нынешним пузырём вокруг ИИ состоит в том, что десять ведущих компаний индекса S&P 500 сегодня переоценены сильнее, чем в 2001 году», — полагает Торстен Слок. Эксперт указывает, что важнейшим индикатором пузыря для крупнейших tech-компаний служит чрезвычайно высокое соотношение рыночной капитализации к годовой чистой прибыли, которое летом 2025 года демонстрировала топ-10 самых дорогих мировых компаний в сфере ИИ по сравнению с другими участниками S&P 500.

По данным аналитического агентства Focus2Move, в январе-феврале 2025 года глобальные продажи новых легковых автомобилей достигли 13,2 млн единиц, что на 0,4% превысило показатель аналогичного периода 2024 года. Лидерами мирового автопрома по объёмам продаж остаются Toyota Group, Volkswagen Group и Hyundai-Kia.

Мировое лидерство Toyota Group во многом обеспечено увеличением продаж в США и Азии на 33,4% и 12,2% соответственно. Volkswagen Group, напротив, сократил реализацию в этих регионах на 13,7% и 8,6%. Hyundai-Kia показала рост на американском рынке на 25%, однако столкнулась со снижением продаж в Азии на 5,8%.

Антон Денисенко

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории