Новости

В России запустили первую гигафабрику литиевых аккумуляторов

В Калининградской области завершено строительство предприятия полного цикла, специализирующегося на изготовлении литиевых аккумуляторных батарей. В «Росатоме» его характеризуют как «гигафабрику», подчеркивая значительные масштабы объекта. Торжественное открытие производственного комплекса запланировано на конец декабря 2025 года.

Как сообщает издание «Ведомости», в России введен в строй новый комплекс по выпуску литий-ионных аккумуляторов. Предприятие, организованное по принципу полного цикла, географически расположено в окружении ряда европейских государств.

Производство разместилось в Калининградской области – самом западном анклаве России. Регион территориально отделен от основной части страны землями Литвы, Латвии и Беларуси.

По информации представителя госкорпорации «Росатом», фабрика начнет работу в новогодние праздники, то есть в ближайшие дни. Он использовал термин «гигафабрика», акцентируя внимание на огромной площади производственных мощностей.

Согласно данным «Росатома», на новом заводе будут смонтированы технологические линии общей протяженностью 2,5 километра. Производительность должна достигнуть показателя «одна аккумуляторная ячейка в секунду».

В корпорации отдельно отметили, что фабрика будет осуществлять весь производственный процесс от начала до конца. Выпускаемую продукцию представитель компании предпочитает называть «системами накопления энергии», а не просто аккумуляторами.

«Ведомости» уточняют, что предприятие построено на северо-востоке Калининградской области, близ города Неман, где проживает примерно 10,5 тысяч человек и который до 1947 года носил название Рагнит. Как пояснил изданию представитель «Росатома», выбор локации обусловлен потребностью этой части региона в новых рабочих местах, а также в стабильности и социальном благополучии, которые дает такое производство.

«Впервые в нашей стране будет создано полностью локализованное, суверенное производство литий-ионных накопителей – ключевого элемента для обеспечения независимости в транспортной, энергетической и промышленной сферах», – добавил он.

Реализацией проекта занимался отраслевой интегратор «Системы накопления энергии», входящий в топливный дивизион «Росатома». Как пишут «Ведомости», создание аккумуляторного завода является для корпорации шагом «в сторону развития непрофильных направлений бизнеса, среди которых системы накопления энергии занимают первостепенное место».

В течение следующего года в России должны заработать как минимум две «гигафабрики» по производству литий-ионных аккумуляторов. Первая – в Калининграде, вторая – в Москве. Московское предприятие строится на площадке в Красной Пахре, и его предварительный запуск намечен на сентябрь 2026 года.

Совокупная производительность двух предприятий к 2026 году достигнет почти 8 ГВтч в год, а уровень их автоматизации составит 90%. Эти заводы создадут в стране более 2500 новых рабочих мест.

Как отметил представитель «Росатома», ввод в строй отечественных гигафабрик по выпуску литий-ионных аккумуляторов «сформирует в России новую высокотехнологичную индустрию, которая стимулирует спрос на смежную продукцию – от сырья и электронных компонентов до программных решений». Это позволит российским автопроизводителям получать «современные тяговые батареи внутри страны». Кроме того, они смогут сократить издержки на производство автомобилей и другой техники, где применяются аккумуляторы.

Он также уточнил, что отработавшие свой срок аккумуляторные батареи впоследствии «обретут вторую жизнь» – например, их можно будет использовать в умных остановках, светофорах, зарядных устройствах, уличном освещении и других системах.

«Запуск гигафабрик станет главным катализатором роста российского рынка электромобилей, – заявил представитель «Росатома» в беседе с «Ведомостями». – Сегодня стоимость аккумулятора составляет до половины цены электромобиля. На гигафабриках будет выстроен полный замкнутый технологический цикл: от добычи требуемых металлов и изготовления сырья до выпуска готовой высокотехнологичной продукции».

Литий-ионные аккумуляторы сегодня применяются практически повсюду – в смартфонах, планшетах, электромобилях, электрических автобусах и так далее. Эта технология является довольно старой – массовое использование таких батарей началось еще в прошлом десятилетии.

У литий-ионных аккумуляторов немало недостатков – они плохо выдерживают высокие и низкие температуры, часто перегреваются, быстро теряют ёмкость и даже способны взрываться. В настоящее время существует множество альтернативных решений, одно из которых уже получило широкое распространение.

Речь идет о кремний-углеродных аккумуляторах. Они лишены основных минусов литий-ионных батарей и обладают дополнительным преимуществом – при тех же размерах имеют более высокую энергоёмкость. Сейчас такие аккумуляторы активно используются в смартфонах китайских брендов – если в 2024 и 2025 годах они чаще всего оснащались литиевыми АКБ ёмкостью 5000 мАч, то с 2026 года переходят на кремний-углеродные батареи от 7000 мАч и выше. Существуют даже прототипы с аккумуляторами на 15000 мАч, толщина которых соответствует современным стандартным смартфонам. Некоторые китайские устройства с такими батареями уже доступны к покупке.

Геннадий Ефремов

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории