В Республике Коми с компании «Ростелеком» взыскивают 264 миллиона рублей штрафных санкций за неисправность автоматизированных систем контроля веса и габаритов на автомобильных трассах. Шесть контрольных постов, оснащенных функцией передачи данных в центр обработки и отслеживания транспорта, были смонтированы, однако так и не были введены в полноценную эксплуатацию. По мнению подрядчика, техника вышла из строя по причине крайне плохого состояния дорожного покрытия, ремонт которого до сих пор не проведен. Спор о том, что необходимо отремонтировать в первую очередь — дороги или оборудование, а также о сумме неустойки длится уже пять лет и дошел до Верховного суда.
В Арбитражный суд Республики Коми с иском к ПАО «Ростелеком» обратилось ГКУ «Дорожный контроль». Учреждение потребовало взыскать 264 млн рублей в качестве компенсации за трехлетний простой автоматизированных систем весогабаритного контроля (АСВГК), установленных на шести трассах.
Данные объекты были созданы в рамках государственного контракта стоимостью около полумиллиарда рублей, который «Ростелеком» получил в 2018 году. При стартовой цене договора в 623 млн рублей компания согласилась реализовать проект за 475 млн. Согласно условиям, «Ростелеком» предоставил систему весогабаритного контроля в аренду властям региона на период с 2018 по 2023 год.
Как указано в документах контракта, посты на шести трассах вместе с сопутствующим аппаратным комплексом были приняты в эксплуатацию в рамках данного арендного соглашения. Контроль веса на дорогах является важной мерой для защиты дорожного полотна от разрушений, причиняемых перегруженными самосвалами, грузовиками и иным транспортом. За превышение допустимой массы предусмотрены существенные штрафы, которые с июля 2025 года могут достигать 600 тысяч рублей.
Как установила судебная инстанция, все контрольные пункты вышли из строя в период с 17 апреля 2019 года по 29 января 2021 года и по состоянию на середину 2025 года также оставались нерабочими. Указанные АСВГК расположены на автодорогах близ сел Визинга и Зеленец, поселка Краснозатонский, в Эжвинском районе Сыктывкара, а также в городах Ухта и Усинск. Региональные власти потребовали от «Ростелекома» выплатить неустойку в размере 264 млн рублей, рассчитанную исходя из стоимости контракта и длительности простоя, но компания отказалась, что и привело к судебному разбирательству.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако апелляция уменьшила сумму взыскания до 202 млн рублей, сославшись на частичную пропущенную исковую давность. Кассационная инстанция усмотрела нарушения в расчетах и направила дело на новое рассмотрение. Верховный суд не стал отменять это определение. В настоящий момент спор повторно рассматривается Арбитражным судом Республики Коми.
В «Ростелекоме» настаивают, что суды изначально ошибочно признали факт нарушения госконтракта, тогда как причиной неработоспособности системы контроля является неудовлетворительное состояние дорог, за которое отвечает их собственник — руководство Республики Коми.
«О плохом качестве дорожного покрытия собственнику было своевременно сообщено в соответствии с условиями контракта, однако меры по устранению колеи им предприняты не были», — заявляют в компании.
В организации также заявили, что государственная структура злоупотребляет своими полномочиями при начислении штрафных санкций, используя их взыскание в качестве способа получения дохода.
Представители пресс-службы «Ростелекома» сообщили Cnews, что не дают комментариев по текущим судебным процессам до их окончания.
«Компания, в соответствии со своей практикой, будет защищать свою точку зрения на всех стадиях судебного разбирательства. "Ростелеком" принимал активное участие в развертывании систем автоматизированного контроля веса и габаритов в более чем 30 регионах Российской Федерации, и эти системы за время своей работы подтвердили высокую результативность. Ключевая задача подобных комплексов — поддержание долговечности дорожного полотна посредством эффективного цифрового мониторинга превышений по массе и размерам со стороны грузового автотранспорта», — добавили в «Ростелекоме».
IT-специалист Евгений Коновалик обращает внимание, что системы автоматического весогабаритного контроля функционируют не как обычные весы — в их основе лежат тензометрические сенсоры (регистрирующие деформацию дорожного покрытия). Следовательно, любые неровности, колеи и повреждения полотна существенно влияют на точность показаний этих датчиков.
«Теоретически возможна компенсация погрешностей с помощью алгоритмов или искусственного интеллекта, однако на деле подобные системы не располагают необходимой вычислительной мощностью и стабильными физическими условиями, а характеристики дороги (включая метеофакторы) изменяются чрезвычайно быстро. Корень конфликта кроется в фундаментальной проектной ошибке: система контроля веса и габаритов была разработана как IT-продукт (с детально проработанной интеграцией в государственные сервисы, межведомственным взаимодействием), однако фактически это киберфизический комплекс, в критической степени зависящий от качества дорожного покрытия», — пояснил CNews Коновалик.
При этом ответственность за итоговый результат распределена между исполнителем работ и органами власти на местах.
«Инфраструктурная среда изначально не соответствовала требованиям технологического решения, а внешние условия не были достаточно учтены инженерами на стадии проектирования архитектуры системы», — подвел итог эксперт.
Попытки властей Республики Коми взыскать штрафные санкции с «Ростелекома» могут в конечном счете не увенчаться успехом. По мнению управляющего партнера юридической фирмы «Энсо» Алексея Головченко, отказ Верховного суда РФ удовлетворить жалобу представителей Коми укрепляет позиции «Ростелекома», поскольку апелляционная инстанция ранее уже отменяла уменьшение суммы, а теперь суд первой инстанции может принять во внимание определение Верховного суда.
«Вероятность того, что «Ростелеком» в конечном итоге не выплатит неустойку, весьма значительна, особенно если суд первой инстанции подтвердит надлежащее исполнение контрактных обязательств и применит постановление правительства №783 о списании штрафов, не превышающих 5% от стоимости контракта», — отмечает Головченко.
Юрист рассматривает два возможных сценария развития ситуации. После направления дела обратно в суд первой инстанции, судья может повторно уменьшить размер неустойки на основании ст. 333 ГК РФ ввиду ее несоразмерности, как это было сделано ранее до уровня 202 млн рублей, либо полностью отклонить исковые требования, признав обоснованность аргументов «Ростелекома» о неудовлетворительном состоянии дорог.
Партнер компании Enforce Law Сергей Толстобров полагает, что при повторном разбирательстве суд первой инстанции уменьшит сумму неустойки, взыскиваемой с «Ростелекома». Это решение будет основано на масштабе неисполненных обязательств и необходимости соблюсти справедливый баланс интересов сторон в рамках государственного контракта.
Арбитражный управляющий Татьяна Пугачева поясняет, что по условиям соглашения «Ростелеком» предоставил бюджетному учреждению в аренду шесть автоматических комплексов для контроля веса и габаритов. Как арендодатель, компания была обязана поддерживать сданное оборудование в рабочем состоянии. Неустойка была начислена именно за невыполнение данного условия.
«Тот факт, что имущество вышло из строя, был установлен в рамках других судебных процессов и имеет преюдициальное значение, поэтому в данном деле он не требует повторного доказывания (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Размер неустойки зависит от количества комплексов, работоспособность которых не смог обеспечить «Ростелеком». Санкция начисляется за каждый день просрочки. Таким образом, в текущем споре ключевым вопросом является определение даты, когда каждый из шести арендованных комплексов перестал функционировать», — отмечает Пугачева.
«Ростелеком» передал властям Республики Коми в аренду систему для мониторинга весовых и габаритных параметров грузового транспорта. Согласно государственному контракту, речь идет, в частности, о системе измерения параметров автотранспортных средств в движении «ИБС ВИМ».
Это не просто инструмент для определения размеров и веса, а целостный комплекс для отслеживания грузовых перевозок. Контракт предполагает поставку шести АСКВГК, а также сопутствующего оборудования для сбора, обработки и хранения информации. Система интегрирована с внешними сервисами и включает подсистему для оформления специальных разрешений на транспортировку тяжеловесных грузов. Кроме того, в ее состав входят модули связи и защиты данных, дорожные опоры и двенадцать устройств для оповещения водителей о превышении допустимых параметров транспортного средства.
Комплекс функционирует в автоматическом режиме. Он фиксирует весь проезжающий транспорт, включая автомобили с признаками нарушений, без необходимости их остановки. Система выявляет различные отклонения: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, движение по обочине, а также несоблюдение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Вся собранная информация передается по защищенным каналам связи в центр обработки данных, правоохранительные органы и Министерство транспорта РФ. Для работы с данными могут применяться облачные технологии. Система ведет базу данных, в которой сведения обо всех зафиксированных транспортных средствах хранятся 90 дней, а информация о нарушениях — в течение пяти лет для возможного использования в качестве доказательств.
Помимо этого, платформа связана с иными ведомственными базами данных, включая систему Росавтодора для оформления особых разрешений. Она также в автоматическом режиме отслеживает поступление оплаты за данные разрешения и компенсацию ущерба, наносимого дорогам тяжеловесным транспортом. Платформа может функционировать независимо.
Согласно договору, «Ростелеком» должен гарантировать круглосуточную и стабильную работу системы в течение всего года, за вычетом времени, отведенного на плановое техническое обслуживание и ремонт. Единственным получателем данных из системы выступает правительство Республики Коми.
Пока контрольные пункты не функционируют, стороны продолжают судебные разбирательства. Спор затрагивает не только вопросы неуплаты штрафов. Региональные власти уже пятый год настаивают, чтобы «Ростелеком» привел в порядок пункты весового контроля и прилегающее асфальтовое покрытие, в то время как компания заявляет, что это возможно лишь после ремонта дорог, находящихся в собственности региона.
Компания предлагает властям провести ремонт дорог, восстановив несущую способность нижних слоев основания, регулирующих прослоек и грунтовой подушки, а также самого дорожного покрытия. В рамках судебного процесса обсуждаются требуемые температурные условия для проведения работ, а также рассматриваются многочисленные претензии и ходатайства об отсрочках.