На этих выходных минуло два года с момента начала продаж электрического пикапа Tesla Cybertruck. Как сообщает издание MarketWatch, проект стал коммерческим провалом, вопреки радужным ожиданиям главы компании Илона Маска (Elon Musk), который ранее называл этот автомобиль «величайшим продуктом Tesla».
Источник изображения: Tesla
Запуск пикапа был призван вывести Tesla на новый для неё рынок, поскольку компания в основном производила седаны и кроссоверы. Изначально анонсировалась доступная цена, начинающаяся от $39,9 тыс. Маск заявлял, что количество предварительных заказов на одну из версий превысило миллион.
Однако возникли сложности с организацией производства, и его старт был перенесён с 2021 на 2023 год. Ожидаемого ажиотажа не последовало, несмотря на огромное число предзаказов. Согласно отчёту Cox Automotive, в 2024 году было реализовано менее 39 тыс. Cybertruck, что существенно ниже заявленного целевого показателя в 250 тыс. машин ежегодно. С начала 2025 года по октябрь включительно Tesla поставила лишь 17 317 электропикапов, что на 42% меньше, чем за тот же период годом ранее.
Аналитики Cox Automotive отмечают, что спрос достиг максимума осенью 2024 года, после чего начал снижаться. Ключевой причиной стало значительное повышение цены по сравнению с первоначальными обещаниями. Клиенты оформляли предзаказы, ориентируясь на стоимость 2019 года в диапазоне от $39,9 до $69,9 тыс. К 2023 году Tesla объявила, что базовая заднеприводная модификация будет стоить $60,99 тыс., полноприводная — $79,9 тыс., а топовая версия Cyberbeast — $99,99 тыс. Заднеприводный вариант появился в продаже лишь на несколько месяцев после старта в апреле текущего года по цене $70 тыс. Сейчас на сайте Tesla цена Cyberbeast начинается от $115 тыс., а полноприводная модель сохранила прежнюю стоимость.
Кроме того, возникли вопросы к качеству автомобиля, что привело примерно к 10 кампаниям по отзыву Cybertruck с января 2024 года. Эксперты полагают, что на продажи этой модели, как и других электромобилей Tesla, повлияла также политическая активность Маска. Согласно недавнему исследованию Йельского университета, «поляризующие и партийные действия» Илона Маска могли привести к потере более 1 млн проданных электромобилей за последние несколько лет.
По данным MarketWatch, трудности с реализацией электропикапов испытывает не только Tesla — это общая отраслевая проблема. Данный сегмент не пользуется высоким спросом, в то время как их аналоги с ДВС лидируют по продажам в США. Согласно информации Edmunds, в прошлом году четыре из десяти самых продаваемых в стране автомобилей были пикапами, включая такие модели, как Ford F-Series и Chevrolet Silverado, возглавившие рейтинг популярности.
Специалисты объясняют это, в частности, высокой стоимостью и вопросами к надёжности. Кроме того, запас хода электропикапа может существенно снижаться при транспортировке тяжёлых грузов или использовании в сложных условиях, например, в морозную погоду.
Цена на электрический пикап Ford F-150 Lightning начинается от $54 780, что значительно выше стоимости трёх наиболее доступных версий бензиновой серии F, включая базовую модель F-150 XL за $38 810. Электрическая версия Chevrolet Silverado оценивается от $55 895, что почти на $19 тыс. дороже самого бюджетного бензинового варианта Silverado.