Как показало исследование центра Ember, отмечено беспрецедентное удешевление крупных аккумуляторных накопителей энергии. Анализ фокусировался на рынках за пределами Китая и США, поскольку эти страны представляют собой крайние точки в ценовом диапазоне для подобных объектов. Выяснилось, что солнечная энергия теперь может быть экономически эффективной не только днём, но и после захода солнца, бросая вызов традиционной энергетике в круглосуточном режиме.
Источник изображения: Fluence
Таким образом, за исключением Китая и США, показатель приведённой стоимости электроэнергии (LCOE) составляет 65 долларов за мегаватт-час. Совокупная цена сетевого накопителя промышленного масштаба с продолжительностью разряда от четырёх часов достигает 125 долларов за киловатт-час. Из этой суммы примерно 75 долларов приходится на китайское основное оборудование, а 50 долларов — на монтаж и интеграцию на месте. Подобная ситуация стала следствием обвального снижения цен на батареи: в 2024 году они подешевели на 40%, и в 2025 году ожидается продолжение этой тенденции.
Ключевым ограничением солнечной энергетики является её привязка к светлому времени суток. Но благодаря снижению стоимости систем накопления энергии, часть дневной генерации теперь выгодно запасать для использования ночью. Если перенаправлять половину дневной выработки солнечных станций в аккумуляторы для вечернего и ночного потребления, то дополнительные расходы на хранение увеличат общую цену электроэнергии лишь примерно на 33 доллара за МВт·ч.
Среднемировая цена солнечной электроэнергии в 2024 году находилась на уровне 43 долларов за МВт·ч. Следовательно, с учётом затрат на её накопление и последующую подачу, итоговая стоимость достигает 76 долларов за МВт·ч. Это позволяет солнечной генерации с аккумуляторами успешно конкурировать с электростанциями на ископаемом топливе и, что особенно важно, обеспечивает ей высокую гибкость.
«Солнечная энергия перестала быть лишь источником недорогого электричества в светлое время суток — теперь её можно применять круглосуточно, — отмечает Костанца Рангелова (Kostantsa Rangelova), аналитик Ember по мировым энергетическим вопросам. — Это кардинально меняет ситуацию для государств, где энергопотребление быстро растёт, а солнечный потенциал велик».