Всего месяц назад акционеры Tesla одобрили обновлённую схему вознаграждения для руководителя компании Илона Маска, которая в перспективе способна принести ему до $1 трлн. Как отмечается, система поощрений для членов совета директоров формирует исключительную преданность руководству Tesla и способствует беспрепятственному принятию даже самых смелых решений.
Источник изображения: Tesla
Как указывает Reuters, это верно даже без учёта того, что в совет директоров Tesla входит младший брат CEO — Кимбал Маск. Согласно исследованию Equilar, компенсационная программа для членов совета директоров компании существенно щедрее, чем у большинства фирм из так называемой «великолепной семёрки», при этом риски для них в случае падения стоимости акций Tesla относительно невелики. Учитывая, что для многих ключевых фигур в совете директоров Tesla акции компании служат основным источником дохода, их лояльность руководству не вызывает сомнений.
Согласно данным Equilar, младший брат Илона Маска Кимбал, занимая пост в совете директоров Tesla с 2004 года, получил почти $1 млрд. Айра Эренпрайс с 2007 года мог заработать $869 млн, а председатель совета директоров Робин Денхолм (на фото выше) с 2014 года получила около $650 млн. При этом она продала приблизительно 91% полученных за этот период акций Tesla, создав значительный капитал, который позволил ей заняться инвестициями и приобрести две баскетбольные команды.
Робин Денхолм. Источник изображения: Siliconindia
В совокупности, как сообщает Reuters, члены совета директоров за время своей работы получили более $3 млрд, и это несмотря на заморозку выплат в виде акций компании с 2021 года, введённую по решению суда. Формально это позволяет Tesla утвердить новые выплаты при необходимости, однако компания до сих пор не воспользовалась этой возможностью.
Остальные участники "великолепной семёрки" не могут похвастаться сопоставимыми уровнями вознаграждения для своих директоров. К примеру, в Meta✴, занимающей вторую строчку рейтинга Equilar, средняя компенсация примерно в два с половиной раза скромнее. Если же взять период с 2018 по 2020 год, то ежегодные выплаты членам совета директоров Tesla, включая денежную часть, достигали около $12 млн на человека — что в восемь раз превышает аналогичный показатель в Alphabet (Google).
В Tesla такую щедрость связывают с высокой вовлечённостью директоров в процесс создания стоимости для акционеров. Только за 2024 год им пришлось участвовать в 58 заседаниях совета, что существенно выше среднеотраслевых значений.
В отличие от большинства американских публичных компаний, Tesla также активно использует для мотивации директоров опционы на покупку её акций. Уже были совершены покупки на сотни миллионов долларов на особо выгодных условиях. По сути, опцион предоставляет право приобрести акции по заранее установленной цене в течение определённого срока. Если рыночная цена к моменту исполнения опциона окажется ниже оговорённого уровня, от покупки можно отказаться. Если же цена вырастет, держатель опциона получает возможность купить акции по более низкой фиксированной цене и тут же продать их на бирже с существенной прибылью. Специалисты по управлению отмечают, что такая схема слабо стимулирует директоров активно способствовать росту котировок, поскольку в случае падения цены их личные потери отсутствуют. Менее 5% из двухсот крупнейших публичных компаний США, входящих в индекс S&P 500, применяют аналогичную систему мотивации директоров с помощью опционов.
В Tesla придерживаются иного мнения. Там считают, что опционы как раз побуждают директоров работать над повышением стоимости акций. Выплаты же готовыми акциями, по их логике, менее эффективны, поскольку гарантируют доход даже при падении рынка. Эксперты же полагают, что чрезмерно высокое вознаграждение в Tesla делает директоров чрезмерно лояльными к текущему руководству, отбивая желание критиковать его или отстаивать интересы акционеров в возможных конфликтах. Опасаясь потерять свои позиции, члены совета предпочитают не вступать в споры с авторитарным Илоном Маском.
С 2018 по 2024 год ежегодное среднее вознаграждение членов совета директоров составляло около 1,7 миллиона долларов, хотя с 2021 года выплаты в виде акций были заморожены. Пятеро директоров Tesla, занимавших свои позиции до введения этого ограничения, в совокупности получили за этот период более 3 миллиардов долларов. Meta✴ за те же годы заняла второе место с гораздо более скромной суммой — 685 тысяч долларов на человека, в то время как Amazon ограничилась 307 тысячами долларов.
Благодаря операциям с акциями члены совета директоров Nvidia с 2003 года получили приблизительно 17 миллиардов долларов, а в случае с Google эта цифра составила около 5 миллиардов. Таким образом, изменения рыночной стоимости ценных бумаг компаний в значительной мере формируют доходы директоров, особенно при рассмотрении продолжительных периодов.
Интересно, что члены совета директоров Tesla Робин Денхолм и Кэтлин Уилсон-Томпсон (Kathleen Wilson-Thompson) приобрели акции компании на относительно небольшие суммы — 6,8 и 2,5 миллиона долларов соответственно. Основную часть их доходов составила продажа акций, безвозмездно полученных от Tesla. Именно работа Денхолм на посту председателя совета директоров Tesla позволила ей накопить капитал и заняться инвестициями в Австралии, а Уилсон-Томпсон с 2018 по 2024 год заработала в совете директоров компании около 234 миллионов долларов. При этом обе женщины входили в состав комитета, определявшего размер вознаграждения для самого Илона Маска в рамках нового голосования, запланированного на ноябрь этого года. Робин Денхолм активно агитировала акционеров перед этим голосованием, заявляя, что если Маск не получит гарантий по новой компенсации, он покинет компанию, что приведёт к обвалу акций Tesla и обесценит инвестиции акционеров.