Волна развития искусственного интеллекта в Соединённых Штатах привела к активному строительству дата-центров, что поставило под вопрос способность национальных энергосетей выдержать резко возросшее потребление. В начале года прогнозируемый рост электропотребления достигал 5 %, одновременно наблюдался заметный подъём в использовании угля; однако существенно увеличилась и генерация солнечной энергии.
Источник изображений: American Public Power Association / unsplash.com
Рост удалось сдержать — по результатам первых трёх кварталов 2025 года он составил лишь 2,3 %. Это указывает на то, что существенную часть дополнительных потребностей удалось компенсировать за счёт впечатляющего развития солнечной генерации. Статистика за первый квартал выглядела менее оптимистично: спрос вырос на 4,8 % в сравнении с тем же периодом прошлого года. Солнечная энергетика, несмотря на скачок на 44 %, покрыла только треть от общего прироста потребления. На фоне сокращения использования природного газа, потребление угля возросло на 23 %.
Существенные изменения произошли в течение последующих двух кварталов. Прирост спроса снизился до 2,3 %, и в зависимости от погодных условий к концу года этот показатель может уменьшиться ещё. Темпы роста солнечной энергетики замедлились до 36 % в годовом выражении, но страна приблизилась к тому рубежу, когда развитие этого сектора уже достаточно для компенсации увеличения потребления электроэнергии.
Уголь остаётся наиболее проблемным ресурсом, связанным с токсичными отходами и огромными объёмами выбросов углекислого газа. Однако его потребление сокращается — до 13 % в первом квартале и до 7 % в сентябре. Зафиксировано также небольшое снижение использования природного газа — менее чем на 4 %; но поскольку это ключевой источник энергии в США, даже незначительные изменения здесь оказывают серьёзное влияние на общую картину. Маломасштабная солнечная генерация, включая крышные установки в жилом и коммерческом секторе, выросла лишь на 11 %, что ниже среднего показателя по отрасли. Значительная часть такой энергии потребляется на месте, не поступая в сеть, и в статистике учитывается как снижение спроса, а не как отдельный источник генерации.
Объединив показатели малой и крупномасштабной солнечной генерации, можно увидеть, что она уже превзошла гидроэнергетику и приблизилась к ветряной, достигнув 90% от её объёмов. Ожидается, что примерно через два года солнечная энергетика обгонит ветряную, и их совокупная выработка превысит производство атомных электростанций. На сегодняшний день ветер обеспечивает 10% потребностей, крупные солнечные электростанции — 7%, а гидроэнергетика — 6%. Если учесть ещё и атомную энергетику, то около 40% электроэнергии в США уже производится без вредных выбросов, что на один процентный пункт выше показателя прошлого года.
Лидером в области чистой энергетики в США остаётся Калифорния, где за последние пять лет мощность солнечных установок увеличилась вдвое. В 2023 году рост солнечной генерации был поглощён увеличением спроса; к 2025 году потребление электричества в штате выросло на 8%, в то время как использование природного газа сократилось на 17%. Стремительное развитие солнечной энергетики привело к переизбытку генерации весной и осенью, когда потребность в отоплении и охлаждении минимальна; это, в свою очередь, стимулировало бурный рост числа аккумуляторных накопителей — они накапливают дешёвую энергию и позволяют отдавать её в сеть после заката. Если в 2023 году влияние батарей было сложно оценить, то к маю-июню 2025 года стало очевидно, что они активно потребляют энергию в середине дня и отдают её ранним вечером, полностью нивелируя потенциальные пиковые нагрузки, которые пришлось бы покрывать за счёт природного газа.