«Системный блок месяца» — это регулярный раздел на 3DNews, где мы детально разбираем, демонстрируем и анализируем актуальные варианты компьютерных сборок, созданные преимущественно для домашнего досуга. В текущем году вниманию читателей предложены три модификации: начальная, сбалансированная и топовая. Любая из этих конфигураций отличается индивидуальными параметрами и отвечает ряду требований, касающихся игровых возможностей и перспектив модернизации. Как вы уже предположили, в данном специальном выпуске «Системного блока месяца» мы рассмотрим подбор комплектующих для флагманской сборки, а также оценим её потенциал в актуальных игровых проектах. Для удобства восприятия материал организован в виде десяти разделов — ключевых идей, которые я не раз озвучивал в стандартных обзорах.
⇡#Тезис первый: ориентируемся на 2K-разрешение
Данный материал подготовлен в сентябре. На старте осеннего сезона 2025 года топовая конфигурация имела следующий состав.
| Совершенная конфигурация | ||||
| AMD | Intel | Стоимость | ||
| Центральный процессор | AMD Ryzen 7 7800X3D, 8 ядер и 16 потоков, 4,2 (5,0) ГГц, 96 Мбайт L3, AM5, OEM | Intel Core i7-14700F, 8+12 ядер и 28 потоков, 2,1 (5,4) ГГц, 33 Мбайт L3, LGA1700, OEM | 33 500 руб. | 31 500 руб. |
| Охлаждение | Мощный кулер или СЖО с радиатором 360 мм | 7 000 руб. | ||
| Системная плата | AMD B650E/B850/X870 с интерфейсом PCI Express 5.0 | Intel B660/B760/Z690/Z790 с интерфейсом PCI Express 5.0 | 19 500 руб. | 17 500 руб. |
| Память | 32/48 Гбайт DDR5-6000/6400 | 16 000 руб. | ||
| Графический ускоритель | Radeon RX 9070 XT, 16 Гбайт GDDR6 или GeForce RTX 5070 Ti, 16 Гбайт GDDR7 |
82 000 руб. | ||
| Накопитель | SSD, 2 Тбайт, PCI Express | 13 500 руб. | ||
| Шасси | Корпус Midi- или Full-Tower формата | 11 000 руб. | ||
| Электропитание | 1 кВт, стандарт 80 PLUS Gold и выше | 13 500 руб. | ||
| Общая сумма | AMD — 196 000 руб. Intel — 192 000 руб. |
|||
Как отмечалось ранее, конфигурации в рубрике «Компьютер месяца» не ограничиваются конкретным ценовым диапазоном. Такой подход позволяет избежать строгих ограничений по типу «игровая система за 150 000 рублей» или «игровой ПК за 200 000 рублей». Ключевым аспектом является соответствие систем «Компьютера месяца» установленным требованиям. Конфигурации, входящие в категорию совершенной сборки:
- обеспечивают комфортный гейминг в современных ААА-проектах при нативных разрешениях 1920 × 1080, 1920 × 1200, 2560 × 1080, 2560 × 1440, 2560 × 1600 и 3440 × 1440 пикселей с преимущественно ультра-настройками графики и активированным лучевым трассированием;
- подходят для современных ААА-игр в разрешении 3840 × 2160 пикселей с преимущественно высокими и ультра-настройками графики в сочетании с технологиями апскейлинга;
- предусматривают возможность модернизации центрального процессора, видеокарты и других компонентов системы.
Да, конфигурации «Компьютера месяца» в первую очередь нацелены на «сырую» игровую производительность. То есть — без задействия технологий апскейлинга или генерации изображения на дисплее. В таком контексте оптимальными сценариями использования сборки я считаю нативные разрешения 2560 × 1080, 2560 × 1440 и/или 2560 × 1600 пикселей. Объединим их под общим термином «2K» — так будет более привычно для большинства.
Неслучайно мониторы с разрешением 2K становятся всё популярнее. Данные Steam подтверждают эту тенденцию: осенью доля игроков, использующих разрешения 2560 × 1440 и 2560 × 1600 пикселей, превысила четверть. Аудитория Full HD составляет чуть более половины, но постепенно сокращается. Формат 4K привлекает менее 5 % геймеров Steam.
В описании к материалу упоминаются игровые системы стоимостью от 150 000 рублей. При этом в таблице представлены сборки ценой около 200 тысяч. Противоречия здесь нет: в этом году конфигурации «Компьютера месяца» дополнены подробными таблицами с вариантами модернизации. Это позволяет адаптировать ПК под разные бюджеты, сохраняя соответствие заявленным критериям. Таким образом, замена GeForce RTX 5070 Ti на Radeon RX 9070 XT или Ryzen 7 7800X3D на Ryzen 7 7700 (а также Core i7-14700(KF) на Core i5-14600KF) поможет существенно сэкономить тем, для кого это принципиально. Однако экономия должна быть разумной — мы вернемся к этому вопросу далее. А сейчас проанализируем производительность топовой сборки на базе массовых платформ AMD AM5 и Intel LGA1700 — с видеокартой GeForce RTX 5070 Ti во главе.
Все испытания для данного обзора проводились в 15 играх при трех распространенных разрешениях: Full HD (1920 × 1080), WQHD (2560 × 1440) и Ultra HD (3840 × 2160). Полный список приложений и настроек графики приведен ниже (настройки графики 1):
- Counter-Strike 2. DirectX 11. Карта Dust II (тестовая карта производительности из мастерской). Усиленная контрастность персонажей — активирована, технологии NVIDIA — отключены, лимит FPS — 1000, графические пресеты — «Максимальные».
- Baldur’s Gate III. DirectX 11. Прогулка по Балдурским Вратам. Общий уровень графики — «Ультра», апскейлинг — деактивирован, анизотропная фильтрация 16x, TAA, лучи заката — включены, свечение — включено, подповерхностное рассеивание — активно, динамические NPC — активированы, фоновое затенение — включено.
- The Witcher 3: Дикая Охота — Полное издание. DirectX 12. Окрестности Новиграда. Трассировка лучей — отключена, TAAU, адаптивное разрешение — выключено, резкость — «Высокая», HBAO+, качество экранных отражений — «Высокое», визуальные эффекты — активны, NVIDIA HairWorks — включен (8x сглаживание, высокое качество), базовые настройки — «Предельные+», генерация кадров DLSS — деактивирована, NVIDIA Reflex — отключен.
- Cyberpunk 2077. DirectX 12. Поездка по городу. Быстрый пресет — «Высочайшее», масштабирование — отключено, интерполяция кадров — выключена, детализация текстур — «Высокая», трассировка лучей — неактивна, плотность населения — «Максимальная», стандартные опции — включены (интенсивное motion blur), NVIDIA Reflex — деактивирован.
- Alan Wake 2. DirectX 12. Лесная прогулка. DLAA, ресамплинг разрешения — отключён, спецэффекты — активны, шаблон качества — «Высокий», постобработка — «Высокая», воксельное освещение — «Высокое», качество бликов — «Высокое», разрешение теней — «Высокое», SSAO, трассировка — выключена.
- A Plague Tale: Requiem. DirectX 12. Миссия «Под чужим солнцем». Ресамплинг — максимальное качество, NVIDIA DLSS SR и FG — отключены, NVIDIA Reflex — деактивирован, хроматические аберрации — «Стандартные», количество анимированных крыс — «Среднее», частота обновления крыс — «Средняя», частота обновления NPC — «Средняя», графические параметры — «Ультра», трассировка теней — неактивна.
- Red Dead Redemption 2. Vulkan. Встроенный тест производительности (финальная сцена). NVIDIA Reflex — выключен, предустановка — «Качественный режим», сглаживание TAA — «Высокое», расширенные настройки заблокированы.
- Kingdom Come Deliverance II. DirectX 12. Миссия «Беззаботные наездники». Уровень графики — «Экспериментальный», SMAA 2TX, угол обзора — 95, ресамплинг — отключён, размытие в движении — «Объектное», глубина резкости — включена.
- Assassin’s Creed Shadows. DirectX 12. Интегрированный бенчмарк. Угол обзора — 100 %, динамическое разрешение — отключено, TAA 100 %, генерация кадров — деактивирована, motion blur — активно, хроматическая аберрация — включена, общий пресет — «Максимальный», глобальное освещение с трассировкой лучей — «Диффузное + отражения (полное)».
- Black Myth: Wukong. DirectX 12. Встроенный тест. Размытие в движении — «Сильное», уровень сглаживания — 100, TSR, интерполяция кадров — выключена, полная трассировка лучей — отключена, графический профиль — «Реалистичный».
- Horizon Zero Dawn Remastered. DirectX 12. Интегрированный бенчмарк. Метод апскейлинга — отключён, TAA, динамическое разрешение — деактивировано, NVIDIA Reflex — выключен, генерация кадров — неактивна, конфигурация — «Максимальная», поле зрения — 0 %, эффект скорости — 10, резкость — 5, визуальные эффекты — включены.
- RoboCop: Rogue City. DirectX 12. Прогулка по Детройту. Угол обзора — 80, улучшенный апскейлинг — отключён, масштаб рендеринга — 100, NRLL — деактивирован, графический уровень — «Эпический», улучшенные отражения — активны.
- Warhammer 40,000: Space Marine 2. DirectX 12. Миссия «Утрата». Разрешение рендеринга — нативное, метод апскейлинга — TAA, трассированное окружающее затенение — выключено, графический пресет — «Ультра», качество физики — по умолчанию, размер фонового роя — стандартный, симуляция тканей — «Высокая».
- Tainted Grail: The Fall of Avalon. DirectX 11. Прогулка по «Южным Рогам». Поле зрения — 100, размытие в движении — включено (33 %), готовый графический профиль — «Ультра», динамическое разрешение — нет, TAA, дополнительные настройки (различные) — «Высокие», дистанция прорисовки — 100 %, качество текстур — «Высокое», Mip Bias — 100 %.
- The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered. DirectX 12. Прогулка у дороги возле Имперского города. Уровень качества — «Ультра», Lumen Hardware RT — отключён, Lumen Software RT Quality — «Высокое», TAA, метод апскейлинга — выключен, NVIDIA Reflex — деактивирован.
Для оценки игровой производительности применялась популярная утилита CapFrameX. Этот инструмент даёт возможность фиксировать продолжительность отрисовки отдельных кадров. Выбор 1-го процентиля вместо минимальных значений FPS объясняется необходимостью отсеять случайные скачки производительности, вызванные факторами, не относящимися к функционированию ключевых элементов системы.
Испытания выполнялись в операционной системе Windows 11 с актуальными обновлениями, драйверами и сопутствующими программами. Микрокоды центральных процессоров (со всеми исправлениями и оптимизациями) также были обновлены до новейших стабильных версий.
| Результаты тестирования игровых возможностей высокопроизводительной системы на базе AMD (осень 2025), графические настройки 1, FPS (чем выше — тем лучше) | ||||||
| Full HD | WQHD | Ultra HD | ||||
| Среднее | 1 % MIN | Среднее | 1 % MIN | Среднее | 1 % MIN | |
| Counter-Strike 2 | 443 | 240 | 320 | 181 | 180 | 91 |
| Baldur’s Gate III | 181 | 109 | 167 | 102 | 109 | 64 |
| A Plague Tale: Requiem | 158 | 109 | 114 | 84 | 65 | 53 |
| Kingdom Come Deliverance II | 92 | 72 | 76 | 60 | 48 | 41 |
| Red Dead Redemption 2 | 175 | 134 | 144 | 116 | 96 | 80 |
| RoboCop: Rogue City | 129 | 85 | 91 | 68 | 52 | 41 |
| Warhammer 40,000: Space Marine 2 | 159 | 134 | 118 | 105 | 61 | 54 |
| Tainted Grail: The Fall of Avalon | 131 | 96 | 105 | 79 | 66 | 53 |
| Horizon Zero Dawn Remastered | 181 | 117 | 152 | 102 | 92 | 70 |
| The Witcher 3: Wild Hunt — Complete Edition | 158 | 112 | 114 | 92 | 60 | 51 |
| Cyberpunk 2077 | 128 | 82 | 108 | 77 | 50 | 36 |
| Black Myth: Wukong | 67 | 57 | 52 | 46 | 32 | 28 |
| The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered | 95 | 62 | 68 | 46 | 39 | 29 |
| Alan Wake 2 | 137 | 96 | 98 | 71 | 55 | 40 |
| Assassin’s Creed Shadows | 64 | 54 | 53 | 46 | 34 | 30 |
| Тестовая конфигурация: • AMD Ryzen 7 7800X3D; • MSI MAG CORELIQUID I360; • Patriot Viper Xtreme 5 PVXR532G80C38K, 2 × 16 Гбайт в режиме DDR5-6400 (32-39-39-84); • MSI MPG X870E CARBON WIFI; • MSI GeForce RTX 5070 Ti 16G GAMING TRIO OC PLUS; • MSI SPATIUM M580 FROZR, 2 Тбайт; • MSI MAG A1250GL PCIE5, 1250 Вт. |
||||||
| Оценка игровой производительности мощной конфигурации Intel (осень 2025), настройки графики 1, FPS (более высокие значения предпочтительнее) | ||||||
| Full HD | WQHD | Ultra HD | ||||
| Среднее | 1 % MIN | Среднее | 1 % MIN | Среднее | 1 % MIN | |
| Counter-Strike 2 | 443 | 218 | 320 | 181 | 179 | 92 |
| Baldur’s Gate III | 148 | 100 | 142 | 93 | 110 | 78 |
| A Plague Tale: Requiem | 155 | 107 | 114 | 84 | 65 | 53 |
| Kingdom Come Deliverance II | 92 | 72 | 76 | 60 | 48 | 41 |
| Red Dead Redemption 2 | 168 | 120 | 144 | 115 | 97 | 80 |
| RoboCop: Rogue City | 123 | 94 | 89 | 74 | 51 | 45 |
| Warhammer 40,000: Space Marine 2 | 143 | 123 | 115 | 103 | 61 | 54 |
| Tainted Grail: The Fall of Avalon | 121 | 91 | 102 | 79 | 66 | 53 |
| Horizon Zero Dawn Remastered | 158 | 109 | 138 | 95 | 88 | 67 |
| The Witcher 3: Wild Hunt — Complete Edition | 149 | 106 | 111 | 89 | 60 | 52 |
| Cyberpunk 2077 | 118 | 85 | 108 | 80 | 50 | 37 |
| Black Myth: Wukong | 67 | 57 | 52 | 46 | 32 | 28 |
| The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered | 95 | 62 | 68 | 46 | 39 | 29 |
| Alan Wake 2 | 133 | 93 | 98 | 71 | 55 | 40 |
| Assassin’s Creed Shadows | 62 | 52 | 51 | 45 | 34 | 30 |
| Тестовая платформа: • Intel Core i7-14700KF; • MSI MAG CORELIQUID I360; • Patriot Viper Xtreme 5 PVXR532G80C38K, 2 × 16 Гбайт в режиме DDR5-6400 (32-39-39-84); • MSI MAG Z790 TOMAHAWK MAX WIFI; • MSI GeForce RTX 5070 Ti 16G GAMING TRIO OC PLUS; • MSI SPATIUM M580 FROZR, 2 Тбайт; • MSI MAG A1250GL PCIE5, 1250 Вт. |
||||||
Примечание: За эталонные 100% взяты показатели системы с Ryzen 7 9800X3D и GeForce RTX 5080
В представленных выше диаграммах за базовые 100% приняты характеристики компьютера, собранного на базе процессора Ryzen 7 9800X3D, графического ускорителя MSI GeForce RTX 5080 16G SUPRIM SOC и 32 ГБ оперативной памяти DDR5-6400 с оптимизированными таймингами. Постоянные читатели рубрики «Компьютер месяца» узнают в этой конфигурации топовую версию продвинутой сборки. Что касается игрового потенциала, то единственным способом повышения FPS для такой системы остаётся лишь модернизация до видеокарты GeForce RTX 5090.
На мой взгляд, текущая продвинутая сборка «Компьютера месяца» в стандартной комплектации демонстрирует впечатляющие игровые возможности. Подборка приложений отличается разнообразием. Как показывает Counter-Strike 2, даже в разрешении 4K сохраняется высокий (выше 100 кадров/с) показатель FPS. Это позволяет рекомендовать данную конфигурацию для использования с высокочастотными мониторами. В тестах присутствуют и требовательные проекты — их сложно назвать иначе. Независимо от замысла разработчиков, такие игры как Black Myth: Wukong и Assassin’s Creed Shadows создавались с расчётом на использование ИИ-возможностей современных видеокарт, в частности технологий апскейлинга и генерации кадров.
Разрешение 2K является оптимальным для данной сборки. Видеокарта GeForce RTX 5070 Ti демонстрирует здесь стабильную работу, превышая порог в 60 FPS в 13 тестах из 15. По субъективным ощущениям, во всех случаях достигается визуально комфортная и плавная картинка.
Переход с WQHD на Ultra HD сопровождается значительным снижением частоты кадров. В среднем падение производительности составляет 40%. Иначе говоря, при максимальных настройках графики (без трассировки лучей) комфортный геймплей нарушается в трёх случаях из пятнадцати. Условно приемлемый FPS наблюдается ещё в двух проектах — Kingdom Come Deliverance II и Cyberpunk 2077. Примечательно, что создатели второй части приключений Индржиха открыто предупреждают: графический режим «Экспериментальный» рассчитан на будущие поколения видеокарт AMD, Intel и NVIDIA. Пока же приходится довольствоваться текущими результатами.
Вывод очевиден: хотя проверить все современные игры нереально, мощная система 2025 года легко потянет любые ААА-проекты в WQHD и ниже — включая осенние новинки и релизы всего 2026 года. Возможно, не во всех случаях получится установить настройки графики на абсолютный максимум. Но я по-прежнему убежден, что в играх визуал — далеко не главный приоритет. К тому же, часто игроки самостоятельно не заметят разницы между высокими и ультра-настройками, если им об этом не сказать.
В обеих версиях топовой сборки ключевую роль сыграла видеокарта с протяжённым названием MSI GeForce RTX 5070 Ti 16G GAMING TRIO OC PLUS — впрочем, на этом её недостатки заканчиваются. Модель оборудована массивным кулером TRI FROZR. Основу системы охлаждения составляют три вентилятора STORMFORCE и крупный двухсекционный радиатор с четырьмя тепловыми трубками.
Видеокарта демонстрирует низкие температуры и практически бесшумную работу. Конструкция усилена металлической задней пластиной. О надёжности компонента тоже можно не волноваться: схема питания GPU и чипов памяти построена по схеме 15+3. Каждый канал оснащён силовой сборкой Monolithic MPS MP87993, способной выдерживать ток до 50 А.
Детальный разбор GeForce RTX 5070 Ti 16G GAMING TRIO OC PLUS скоро появится на нашем портале. Вместе с комплектующими MSI для тестирования к нам поступил монитор MAG 271QPX QD-OLED E2. За этим громоздким названием скрывается качественная 26,5-дюймовая OLED-матрица с поддержкой 2K-разрешения. Пиковая яркость достигает 1000 нит в HDR-режиме, а контрастность приближается к бесконечности. Частота обновления 240 Гц — идеальный вариант для динамичных игр вроде CS 2 и Dota 2. Устройство комплектуется удобной массивной подставкой и поддерживает все актуальные интерфейсы, включая USB Type-C.
⇡#Тезис второй: установка более быстрой видеокарты — не панацея
Рассмотрим производительность мощного компьютера с другой стороны. Проведём тестирование конфигурации на пяти игровых проектах с дейс