Тот факт, что человекоподобные роботы Tesla Optimus в последнее время не демонстрируются публично, вовсе не говорит об остановке в их развитии и внедрении. Напротив, как сообщается, компания уже разместила порядка тысячи таких устройств на своих заводах в Техасе и Фримонте, где они постепенно включаются в рабочие процессы и оттачивают свои будущие умения.
Источник изображения: Tesla
Раньше преобладало мнение, что антропоморфные роботы на производстве неэффективны, так как специализированные манипуляторы были дешевле и надёжнее выполняли конкретные, неизменные задачи. Однако с прогрессом в робототехнике этот взгляд изменился. Во-первых, робот с человеческим обликом считается более гибким и способным долго работать в условиях эволюционирующих технологий. Во-вторых, их цена постепенно падает, а функциональность можно непрерывно улучшать через обновления программного обеспечения. Tesla, в частности, нацелена снизить стоимость одного такого робота до 20–30 тысяч долларов.
В настоящее время роботы Optimus на предприятиях Tesla в основном заняты транспортировкой предметов или учатся сортировать аккумуляторные элементы для электромобилей, а также собирать из них силовые батареи. Компания уже использует роботов третьего поколения, которые получили усовершенствованные кисти с 22 степенями свободы в соответствующих суставах. Приводные элементы теперь расположены в области предплечья, управление пальцами осуществляется с помощью аналога сухожилий, как у человека, а на кончиках пальцев Optimus установлены специальные сенсоры, точно регулирующие силу захвата в зависимости от хрупкости объекта.
За обучение роботов со стороны программного обеспечения отвечает архитектура FSD v15, изначально разработанная для фирменной системы автопилота. Она позволяет Optimus анализировать обстановку с помощью восьми камер, быстро осваивать новые действия и преобразовывать полученный опыт в команды для исполнительных механизмов. Фактически, теперь на обучение робота новой операции требуется всего несколько часов, в отличие от прежних недель кропотливого программирования.
В отличие от масштабных языковых моделей, характерных для сферы искусственного интеллекта, в робототехнике набирают популярность обширные поведенческие модели (LBM), фокусирующиеся на описании взаимодействия системы с физическими объектами. Tesla уже возводит в Техасе отдельный цех для серийного выпуска антропоморфных роботов Optimus и планирует достичь производства 50 000 единиц к концу этого года. При удачном развитии событий, спустя ещё год может появиться бытовая версия Optimus. По своей сути, это в первую очередь задача создания программного обеспечения, поскольку если на заводе робот действует в контролируемой и более предсказуемой среде, то в домашних условиях ему придётся не только адаптироваться к разнообразному окружению, но и обеспечивать безопасность при контактах с людьми и питомцами.
В контексте нового витка промышленной революции, для эффективного вытеснения человеческого труда на производстве, гуманоидным роботам необходимо преодолеть ряд технологических барьеров. Прежде всего, им требуется длительная автономность без подзарядки силовых батарей. По имеющимся данным, роботы Optimus уже способны непрерывно функционировать 8–10 часов, что уже позволяет заменить три рабочие смены соответствующим числом машин. Во-вторых, требуется решить вопрос износа приводных механизмов, которые в режиме постоянной эксплуатации будут регулярно выходить из строя, предварительно теряя свои рабочие качества.
С одной стороны, широкое внедрение человекоподобных роботов в производство открывает перед компаниями новые возможности для роста операционной эффективности. С другой стороны, замена людей в этой области чревата серьёзными социальными последствиями. Параллельно возникают и свежие способы извлечь выгоду из бума робототехники. Разработчики программного обеспечения могут создавать разнообразные решения, позволяющие универсальным гуманоидным роботам находить применение в промышленности, логистике, сфере ухода за пациентами и пожилыми людьми, а также в строительстве и отделочных работах.