Глава Microsoft Сатья Наделла (Satya Nadella) усомнился в том, что создание сильного искусственного интеллекта (AGI) должно быть основной целью в сфере ИИ. По его мнению, усилия стоит направить на разработку «когнитивных усилителей» — инструментов, которые дополняют человеческие способности, а не вытесняют людей.
Источник изображения: AI
Ранее OpenAI анонсировала модель GPT-5, демонстрирующую прогресс в логических рассуждениях, качестве генерации кода и удобстве для пользователя. Хотя многие ожидали, что это станет заметным шагом к AGI, позже появились сообщения о сбоях и ошибках в её работе. Погружаясь в детали развития ИИ, как OpenAI, так и Microsoft стали постепенно менять риторику, намекая, что AGI больше не воспринимается как финальная точка.
В беседе с Дваркешем Пателем (Dwarkesh Patel) и основателем SemiAnalysis Диланом Пателем (Dylan Patel) Наделла акцентировал, что для него практическая ценность технологий важнее, чем создание одной сверхмощной модели. Он заявил, что ключевой задачей является развитие множества моделей и целых экосистем, а не ставка на единственный универсальный искусственный интеллект. Наделла привёл определение ИИ от учёного Раджа Редди (Raj Reddy), в котором говорится, что «искусственный интеллект должен быть либо ангелом-хранителем, либо когнитивным усилителем». Такой подход он назвал простым и ориентированным на человека, признав при этом огромный потенциал технологии.
Одновременно он отметил, что классическое представление об AGI предполагает систему, превосходящую человека в интеллектуальных задачах. В гипотетической ситуации, если какая-либо лаборатория создаст такую модель и внедрит её повсеместно, со временем она сможет занять все рабочие места в экономике. На вопрос о том, позволит ли такая модель Microsoft захватить всю прибыль, Наделла ответил: «Если будет существовать одна доминирующая модель, развёрнутая повсюду, поглощающая все данные и непрерывно обучающаяся, то да — это конец игры».
Генеральный директор Microsoft добавил, что компаниям, разрабатывающим базовые модели, и компаниям, создающим вокруг них инфраструктуру, необходимо сотрудничать, поскольку создатели моделей могут столкнуться с риском «проклятия победителя». Это означает, что можно проделать колоссальную работу, совершить прорывные инновации, но при этом продукт всегда будет находиться в шаге от копирования или компиляции.