За первые десять месяцев 2025 года общий поток пользователей на двенадцати самых востребованных в России платформ с искусственным интеллектом вырос почти в шесть раз в годовом сопоставлении. Абсолютным лидером остаётся ChatGPT, привлекающий 39,9% от всех визитов на подобные сервисы. Об этом сообщает издание «Коммерсантъ», ссылаясь на отчёт аналитического агентства Digital Budget.
Источник изображения: Christin Hume / Unspalsh
Вслед за ChatGPT в отчётном периоде наибольшей популярностью у российской аудитории пользовались DeepSeek (27,8%), GigaChat (7,3%), Qwen (6,6%) и «Алиса AI» (ранее известная как YandexGPT) (5,7%). Согласно данным компании, годом ранее картина лидеров была иной: ChatGPT (69,3%), Perplexity (7,6%), «Алиса AI» (7,1%), Gemini (5,4%) и GigaChat (3,3%). В исследовании учитывался веб-трафик с компьютеров и мобильных устройств, но без данных из мобильных приложений. На пятёрку лидирующих сервисов в сумме пришлось 87% всего изученного входящего трафика.
В «Сбере» отметили, что в текущем году функциональные возможности GigaChat были значительно расширены для решения разнообразных задач. По информации банка, аудитория сервиса увеличилась десятикратно, а ежемесячно нейросетью пользуются 19 млн человек. В «Яндексе» заявили, что выводы исследования «противоречат данным независимых аналитиков этого сегмента», однако не привели собственной статистики. Ранее Mediascope обнародовал свои показатели охвата самых популярных ИИ-сервисов в России за октябрь 2025 года. Согласно этим данным, «Алисе AI» принадлежало 14,3%, далее следовали DeepSeek и GigaChat с долями 9,4% и 4% соответственно. В рейтинг также вошли ChatGPT (3,5%), Perplexity (1,4%) и Character AI (0,8%).
Эксперты рынка полагают, что трафик на платформы с ИИ-чатами будет продолжать расти. «Мы наблюдаем всё более глубокую интеграцию нейросетей в браузеры, операционные системы и профессиональный софт», — прокомментировал директор по инновациям компании Fork-Tech Владислав Лаптев. По его мнению, рост доверия пользователей к сервисам на основе искусственного интеллекта приведёт к увеличению их трафика как минимум на 30% в 2026 году.
Падение доли «Алисы AI» господин Лаптев объясняет переориентацией команды «Яндекса», которая сконцентрировалась не на раскрутке «Алисы» как отдельного чат-бота, а на её внедрении в общую экосистему сервисов компании. Он считает, что рост доли GigaChat обусловлен активной стратегией «Сбера» по продвижению своего искусственного интеллекта, включающей постоянный выпуск обновлённых версий алгоритма, энергичное продвижение в Telegram и запуск усовершенствованных клиентских приложений.