Специалисты в области информационных технологий выражают тревогу относительно положения дел на рынке поставок меди. Как следует из свежего аналитического отчёта, в ближайшие десять лет потребность в этом металле с высокой вероятностью окажется выше, чем его доступные объёмы. Данная тенденция создаёт риски для глобального технологического прогресса, пишет издание The Register. Рост электрификации промышленности и транспорта, а также подпитываемый искусственным интеллектом скачок в развитии IT-инфраструктуры — всё это увеличивает потребление меди, которая применяется повсюду: от силовых кабелей до межсоединений и печатных плат.
Согласно исследованию S&P Global, мировая добыча меди, вероятно, достигнет максимума к 2030 году, составив 33 млн тонн, тогда как спрос будет неуклонно увеличиваться и к 2040 году может дойти до 42 млн тонн — что на 50% выше текущих показателей. Это приведёт к образованию дефицита примерно в 10 млн тонн, если не произойдёт значительного наращивания производства. Подобный дисбаланс способен спровоцировать резкий взлёт цен на медь, что, в свою очередь, сделает значительно дороже выпуск электротехнической продукции и IT-оборудования. Согласно некоторым данным, стоимость металла уже установила рекорд в конце 2025 года.
Хотя S&P озаглавила свой отчёт «Медь в эпоху ИИ», бум центров обработки данных на основе искусственного интеллекта не является ключевым фактором в их прогнозах. Основной драйвер роста — это повсеместная электрификация быта, включая страны с развивающейся экономикой. Существенный вклад также вносят расширение рынка электромобилей, развитие солнечной и ветровой энергетики, а также масштабирование линий электропередачи. И хотя мировая потребность в меди растёт, её предложение в настоящее время сокращается из-за истощения существующих ресурсов.
Источник изображения: AnimGraph Lab/unsplash.com
Добывающий сектор сталкивается со сложностями в наращивании первичных поставок металла: отрасль испытывает дефицит высокосортных медных руд, рост издержек и усложнение технологических процессов. При этом в среднем на подготовку и запуск новых месторождений уходит около 17 лет. Как отмечается в отчёте PricewaterhouseCoopers (PwC), добыче меди также препятствуют климатические изменения — для работы отрасли необходимы стабильные водные ресурсы, хотя залежи часто расположены в засушливых районах.
Согласно оценкам S&P, объёмы поставок за счёт переработки отходов не способны полностью покрыть существующий дефицит. Хотя переход телекоммуникационных компаний на волоконно-оптические линии связи потенциально может высвободить до 800 тысяч тонн меди из старых кабелей, аналитики полагают, что к 2040 году на вторичную медь будет приходиться лишь около трети общих поставок этого металла. Даже при условии активного совершенствования технологий сбора и переработки, меди будет не хватать.
Для удовлетворения растущего спроса необходимы серьёзные усилия и внедрение инноваций. S&P Global рекомендует ускорить процедуры получения разрешений, чтобы сократить сроки ввода новых месторождений в эксплуатацию, гарантировать стабильность инвестиционного климата, внедрять новые технологии и наращивать перерабатывающие мощности за пределами существующих центров. Поскольку на Китай приходится 40–50 % мировых мощностей по выплавке и переработке меди, цепочки поставок уязвимы для геополитических потрясений, особенно в свете опасений по поводу доминирования страны в сферах элементов и производства , хотя и не самых передовых, полупроводников.
Источник изображения: omid roshan/unsplash.com
Таким образом, наращивание первичного производства остаётся ключевым решением для компенсации нехватки, однако это потребует масштабных инвестиций и усилий. Как отмечают в S&P, будущие поставки меди зависят не только от работы геологов, инженеров, логистики и объёма инвестиций, но и от эффективного менеджмента и политических решений. Особенно критическим звеном в цепочке поставок является выплавка и переработка, учитывая, что эти мощности сосредоточены в небольшом числе стран.
В отчёте акцентируется, что для построения более устойчивой системы поставок меди необходимы многостороннее сотрудничество и значительная региональная диверсификация. Однако в текущих геополитических реалиях наладить такое взаимодействие бывает непросто.
Ещё в 2024 году стало известно, что развитие генеративного искусственного интеллекта всё сильнее зависит от доступа к качественным данным, пресной воде, электроэнергии и чистой меди. В августе 2025 года эксперты BloombergNEF (BNEF) заключили, что расширение сети дата-центров обострит дефицит и без того недостающего металла.
Источник: