Компания Билайн проводит испытания нового продукта «Кибербабушка» — искусственного интеллекта, который вступает в диалог с мошенниками, представляясь пожилой абоненткой, чтобы отвлекать их и расходовать их силы. Уже в начале 2026 года к этому проекту добавится целая виртуальная семья.
Принцип работы «Кибербабушки» следующий: алгоритм ИИ обрабатывает реплику злоумышленника, затем крупная языковая модель (LLM) с учётом контекста беседы формирует ответ, который преобразуется в голосовое сообщение. Весь процесс занимает мгновения, и мошенник, получая ответы, полагает, что общается с пенсионеркой. В итоге он тратит время и усилия на разговор с программой, вместо того чтобы навредить реальному человеку.
Эта инновация — следующий этап в развитии системы безопасности абонентов Билайна. Антифрод-платформа оператора уже успешно отсеивает подозрительные вызовы и переводит их на виртуального ассистента — так, что на том конце провода слышен голос робота, и можно некоторое время поддерживать беседу. При этом спам-бот ведёт диалог определённое время, пока человек не осознаёт, что говорит с автоматизированной системой, завершает звонок и пытается позвонить снова. С запуском «Кибербабушки» нежелательные вызовы, направленные клиенткам старшего возраста, будут перенаправляться ИИ, симулирующему живое общение.
Уже в первом квартале 2026 года к «Кибербабушке» присоединятся другие участники киберсемьи, которые смогут представлять абонентов любого пола и возраста.
Развитием проекта в Билайне занимается Центр компетенций по искусственному интеллекту, применяя открытые решения и собственные наработки. В перспективе — замена сторонних технологических элементов на внутренние и масштабирование модели в сети Билайна для одновременного взаимодействия с неограниченным числом мошенников. Решение будет доступно всем пользователям услуги «Моя безопасность» в рамках бесплатного базового пакета.
Петр Алферов, руководитель направления по противодействию мошенничеству в Билайне: «С января по октябрь 2025 года антифрод-система Билайна предотвратила около 646 млн потенциально опасных звонков. Более трети из них, 233 млн, предназначались пожилым людям. “Кибербабушка” — значимый этап в укреплении защиты наших самых уязвимых клиентов. Сейчас мы тестируем продукт с одним голосом на ограниченных объёмах, изучаем реакцию злоумышленников, дорабатываем модель. Уже в январе количество персонажей и голосов увеличится, а ко второму кварталу 2026 года решение будет развёрнуто на всю сеть».
Реклама ПАО «ВымпелКом». Подробности на сайте beeline.ru
г. Москва, ОГРН 1027700166636