Согласно прогнозу SuperJob на 2026 год, дифференциация в оплате труда будет нарастать, а увеличение доходов станет более избирательным. К такому заключению пришли эксперты компании после всестороннего изучения изменений в уровне зарплат, соотношения вакансий и резюме в текущем году, а также анализа высокооплачиваемых ролей, где квалификация в наибольшей степени влияет на размер вознаграждения. Об этом CNews рассказали в SuperJob.
Рынок труда окончательно вступает в новый этап. Период, когда заработки стремительно увеличивались для многих специальностей лишь из-за нехватки персонала, завершился. Однако, несмотря на рост числа соискателей в 2025 году, действительный дефицит грамотных профессионалов не исчез. Найти "первого попавшегося" кандидата стало немного легче, а вот заполнить сложную вакансию эксперта — по-прежнему трудно.
Теперь уровень и динамика доходов будут зависеть от конкретных, поддающихся оценке критериев. Особую ценность будут представлять те, кто создает или оберегает конкурентные преимущества компании, владеет уникальными или стратегически важными технологиями, а также те, чья деятельность непосредственно сказывается на финансовых показателях или стабильности бизнеса. Кроме того, в цене останется глубокая экспертиза, которую невозможно быстро приобрести на краткосрочных курсах. Корпоративное обучение станет более адресным — инвестиции будут направляться в наиболее перспективных сотрудников, а не на массовое обучение.
В этих условиях для профессионала ключевой стратегией станут личные инвестиции в развитие: углубление в конкретную специализацию и регулярное обновление компетенций. Только такой подход позволит сохранить востребованность и обеспечить увеличение дохода. В новой ситуации рост заработной платы будет напрямую коррелировать с индивидуальной эффективностью.
В IT-отрасли в целом во многом из-за эффекта высокой базы темпы роста доходов замедлятся, наш прогноз на 2026 год: +8–10%. Однако у специалистов стратегического значения (архитекторов, DevOps-инженеров, senior-разработчиков, ML-инженеров) зарплаты будут увеличиваться опережающими темпами: +12–15%. Разрыв в оплате труда между начинающими и опытными специалистами продолжит увеличиваться.
Высокий уровень доходов в IT сохранится и в самых узких и дефицитных сегментах, где предложение на рынке объективно ограничено. В первую очередь, это программисты на Kotlin и Go. Их высокая медианная зарплата (350–370 тыс. руб.) — прямое следствие редкости и востребованности этих навыков.
Цифровая трансформация и повышенные требования к отказоустойчивости систем делают специалистов по информационной безопасности критически важными, что обеспечивает им устойчивый спрос и повышенный уровень оплаты. Наряду с программистами, именно эти кадры необходимы для обеспечения технологического суверенитета России.
На те IT-позиции, где наблюдается больше соискателей при стабильно высоком спросе (например, product-менеджеры, data-аналитики), работодатели будут проводить более тщательный отбор, но для специалистов, подтвердивших свою экспертизу, доходы останутся на высоком уровне. Ожидаемый рост в 2026 году составит около +7–9%.
Специалисты узкого профиля и высокотехнологичных областей медицины (например, стоматологи, врачи-репродуктологи, косметологи, хирурги) стабильно входят в число наиболее высокооплачиваемых профессионалов. В частных медицинских учреждениях их доходы напрямую связаны с устойчивым потребительским спросом. Сегодня коммерческое здравоохранение является одной из самых стабильных отраслей с точки зрения роста оплаты труда. Ожидается, что в 2026 году увеличение заработных плат составит не менее +10—12%. Дефицит кадров в частных клиниках усугубится из-за нового правила, согласно которому выпускники медицинских вузов, начиная с 2026 года, должны будут отработать минимум три года в учреждениях обязательного медицинского страхования. Данная мера также повлияет на тенденции в оплате труда в коммерческом секторе медицины.
В условиях высокой ключевой ставки возрастает востребованность экспертов по управлению капиталом и рисками, включая методологов, финансовых управленцев и аналитиков. Рост доходов инвестиционных аналитиков, консультантов, специалистов по private banking, а также менеджеров по продажам и клиентскому сервису будет зависеть от их способности генерировать прибыль. Для наиболее успешных профессионалов в этой сфере практически не существует «потолка» заработка, однако в целом по финансовому сектору прирост оплаты труда прогнозируется на уровне +8—10%.
Водителей грузового транспорта, курьеров, а также линейный персонал в сфере розничной торговли ожидают трансформации не только в формате занятости (очевидно, что трендом станет переход на платформенные модели работы), но и в системах оплаты и мотивации. Наблюдается смещение в сторону увеличения переменной части дохода, которая будет напрямую увязана с ключевыми показателями эффективности. Это подразумевает оптимизацию постоянных расходов на персонал и внедрение более гибких схем вознаграждения, нацеленных на стимулирование продуктивности. Прогнозируемый рост заработных плат в 2026 году в этих областях составит +7—9%.
Инженерно-технические работники в реальном секторе экономики обеспечивают её стратегическую устойчивость. Спрос на таких специалистов, как инженеры по АСУ ТП и КИПиА, электронщики, конструкторы и проектировщики, определяется государственными потребностями. Высокие темпы роста зарплат ИТР в промышленности (+13,6%) и строительстве (+12,1%) в 2025 году подтверждают готовность бизнеса и государства инвестировать в развитие собственного производства и инфраструктуры. Наш прогноз по динамике оплаты труда в 2026 году: +9—12%.
Специалисты рабочих профессий и операторы спецтехники: в промышленности и строительстве акцент в найме сместится с численности персонала на уровень его компетенций. Доходы умелых мастеров, умеющих обращаться со сложным оборудованием и выполнять нетривиальные задачи, будут увеличиваться примерно на 7–10%. Тем не менее, таких кадров на рынке по-прежнему недостаточно, и именно этот дефицит заставляет работодателей говорить о нехватке квалифицированных рабочих, несмотря на формальный рост числа соискателей за год. Значительная часть этого прироста обеспечивается не безработными, а уже занятыми, но активными сотрудниками, которые перемещаются между компаниями в погоне даже за небольшой прибавкой в 5–10 тысяч рублей. Это создает видимость наличия персонала, но не устраняет проблему качественного и надежного найма. Основная задача для компаний реального сектора — выстроить систему долгосрочного удержания для двух различных категорий: рядовых работников начального и среднего уровня (их заработок не формирует привязанности к фирме, что ведет к текучести) и настоящих экспертов (конкуренция за них наиболее остра, период их поиска работы краток, и привлекают их не только финансы, но и условия работы, современная техника, социальный пакет и репутация компании).