Сфера автомобилестроения активно осваивает технологии искусственного интеллекта, однако лишь единицы смогут поддерживать стабильное финансирование этих разработок. Как отмечают в Gartner, к 2029 году лишь порядка 5% автоконцернов продолжат выделять значительные средства на ИИ, в отличие от нынешних 95%.
Аналитики Gartner в декабре 2025 года предсказывают, что ажиотаж вокруг искусственного интеллекта в автомобилях сменится разочарованием, а сами технологии не получат широкого распространения. К 2029 году только 5% производителей авто сохранят существенные инвестиции в ИИ.
Согласно отчету исследовательской компании Gartner с перспективой до 2026 года, текущий отраслевой бум вокруг ИИ подходит к концу, и ожидаемый прорыв не принесет долгосрочных преимуществ большинству игроков рынка.
Специалисты Gartner пришли к выводу, что опередить конкурентов смогут только те производители, которые обладают развитой программной платформой, технически грамотным руководством и последовательной долгосрочной стратегией в области ИИ. Это может привести к углублению разрыва между лидерами и аутсайдерами в отрасли.
Традиционные автогиганты, такие как Volkswagen, чья репутация исторически основана на инженерных, а не программных решениях, вынуждены наверстывать упущенное, следуя за технологически продвинутыми компаниями вроде Tesla и BYD.
Аналитик Gartner Педро Пачеко (Pedro Pacheco) отметил, что хотя многие традиционные автопроизводители стремятся сократить отставание, им мешают серьезные внутренние барьеры и устаревшие методы работы. «Компания, которая не сильна в разработке программного обеспечения, неизбежно столкнется с проблемами», — заявил он.
По словам Педро Пачеко, для достижения успеха в сфере ИИ компаниям необходимо преобразоваться в цифровые организации, устранив внутренние препятствия и поставив технологические вопросы в приоритет на высшем уровне, в том числе обеспечив прямую подотчетность ИТ-руководителей генеральному директору.
Еще одной областью конкуренции в автомобильной индустрии становится автоматизация производства. Согласно прогнозу Gartner, к 2030 году как минимум одному автопроизводителю удастся полностью роботизировать процесс сборки автомобилей. Передовые робототехнические системы в этой области уже в 2025 году используются 12 из 25 ведущих мировых автоконцернов.
Внедрение роботов на производстве позволяет сократить издержки, повысить качество выпускаемой продукции и ускорить производственный цикл. Теоретически это может привести к тому, что клиенты будут получать более надежные автомобили по сниженным ценам.
Однако перемены на рынке труда, вызванные этим трендом, не стоит оценивать исключительно в негативном ключе. Внедрение искусственного интеллекта и робототехники неизбежно приведет к появлению новых профессий и пополнению списка востребованных специальностей в автопроме.
Как сообщал CNews, летом 2025 года главный экономист инвестиционной компании Apollo Global Management Торстен Слок (Torsten Slok) заявлял, что крупнейшие технологические корпорации, делающие основную ставку на ИИ, оказались переоценены даже значительнее, чем IT-компании в период расцвета доткомов.
Экономический пузырь 1995-2001 годов, известный как «пузырь доткомов», сформировался на фоне стремительного роста котировок интернет-компаний и всплеска их создания в конце прошлого века. Акции предприятий, предлагавших зарабатывать с помощью сети, взлетели до небес, чему способствовали прогнозы многих аналитиков, включая экспертов-экономистов, провозглашавших наступление новой экономической эры. В реальности же многие из этих бизнес-моделей оказались нежизнеспособными. Огромные инвестиции в рекламу и крупные кредиты обернулись чередой банкротств, резким снижением индекса Nasdaq и последующим обвалом цен на серверное оборудование.
«Ключевое отличие между IT-пузырем 1995-2001 гг. и нынешним пузырем ИИ состоит в том, что десять ведущих компаний индекса S&P 500 сегодня переоценены в большей степени, чем в 2001 году», — полагает Торстен Слок. Эксперт указывает, что важным индикатором переоценки для крупнейших tech-компаний служит чрезвычайно высокий показатель отношения рыночной капитализации к годовой чистой прибыли, который летом 2025 года демонстрировала топ-10 самых дорогих мировых компаний в сфере ИИ по сравнению с другими участниками S&P 500.
По данным аналитического агентства Focus2Move, в январе-феврале 2025 года в мире было реализовано 13,2 млн новых легковых автомобилей. Это на 0,4% превышает результат аналогичного периода 2024 года. Лидерами мирового автопроизводства по объему продаж остаются Toyota Group, Volkswagen Group и Hyundai-Kia.
Мировое лидерство Toyota Group во многом обеспечено увеличением продаж в США и Азии на 33,4% и 12,2% соответственно. Volkswagen Group, напротив, сократил продажи в этих регионах на 13,7% и 8,6%. Hyundai-Kia показала рост на американском рынке на 25%, однако столкнулась со снижением продаж в Азии на 5,8%.