В России приступили к разработке уже третьего законодательного пакета, направленного на противодействие цифровым аферистам, с особым акцентом на борьбу с технологиями дипфейков. Законодательная база в этой области обязана обладать адаптивностью и быстро реагировать на меняющиеся условия, поскольку злоумышленники в интернете активно внедряют в свою деятельность передовые технологические решения.
Как сообщает ТАСС, в феврале 2026 года российские власти инициировали работу над третьим комплексом мер для защиты от кибермошенничества. В число предлагаемых нововведений могут быть включены инструменты для противодействия дипфейкам.
По словам Артема Шейкина, заместителя председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, в настоящее время анализируется практика применения ранее принятых законов, оценивается их эффективность, и в перечень новых предложений могут войти меры против дипфейков. Он подчеркнул, что правовое регулирование должно быть динамичным и быстро адаптирующимся, учитывая, что преступники стали применять технологии на базе искусственного интеллекта (ИИ).
Дипфейки представляют собой фальсифицированные аудио-, видеоматериалы или текст, сгенерированные с помощью ИИ. Киберпреступники используют их преимущественно для извлечения финансовой выгоды, введения в заблуждение и манипулирования. Нейросеть накладывает элементы контента на оригинальное изображение или запись, что позволяет подменить в видео или аудио внешность человека, его мимику, жесты и голос. Как сообщал CNews, с попытками мошенничества с использованием дипфейков сталкивался каждый десятый житель России.
Среди рассматриваемых предложений — обязанность для операторов связи отслеживать подозрительные действия при использовании SIM-карт, зарегистрированных на детей. «В законопроекте от 16 февраля 2026 года детальные процедуры мониторинга именно детских номеров прямо не прописаны, однако общая логика для этого заложена и может быть в дальнейшем детализирована», — уточнил Артем Шейкин. По его мнению, в перспективе можно создать механизм, при котором родители будут получать уведомления о нестандартных звонках или подозрительных действиях, совершаемых с номера ребенка.
Пакет также содержит положения о маркировке международных вызовов, что позволит гражданам оперативнее идентифицировать потенциально опасные звонки с подменённым номером и избежать обмана по телефону. Отдельно закрепляется возможность сообщать о фактах кибермошенничества через портал «Госуслуги», что упростит их регистрацию, а также позволит быстро информировать банки, операторов связи и цифровые платформы.
В конце 2025 года Президент РФ Владимир Путин сообщил о подготовке третьего комплекса мер, направленного на борьбу с различными видами мошенничества. Глава государства подчеркнул вклад Совета по правам человека (СПЧ) в эту работу: предложения СПЧ носят конкретный характер и в настоящее время реализуются российским Правительством.
Первый антимошеннический законопроект начал действовать в июне 2025 года. Он состоял из примерно 30 положений, которые вводились постепенно. Например, был установлен запрет для работников госучреждений, банков и сотовых операторов на использование мессенджеров в коммуникации с клиентами. Кроме того, с 1 августа 2025 года граждане получили право отключать SMS-рассылки, а с 1 сентября — блокировать спам-звонки и накладывать через портал «Госуслуги» запрет на самостоятельное оформление SIM-карт.
10 февраля 2025 года Госдума одобрила в первом чтении второй пакет антимошеннических инициатив, включавший около 20 пунктов, как сообщал CNews. В нём, в частности, закрепляется правило восстановления доступа к учётной записи на «Госуслугах» исключительно через защищённые каналы: с использованием биометрии, в МФЦ, а также через банковские приложения или сайты. Также в планах — введение специальных детских SIM-карт, дающих родителям возможность ограничивать доступ к неподходящему контенту и уменьшающих риск вовлечения детей в мошеннические схемы. Помимо этого, предлагается установить лимит на количество банковских карт, которыми может владеть один человек, в размере 20 штук.
Как заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин, в 2025 году в России удалось изменить тревожную динамику: количество киберпреступлений сократилось на 11,8% по сравнению с 2024 годом. Число дистанционных краж снизилось на 23,6%, случаев дистанционного мошенничества — на 9%, а преступлений в сфере компьютерной информации — на 42,2%.
Премьер-министр России Михаил Мишустин в декабре 2025 года поручил Правительству продолжать поиск действенных методов и инструментов — организационных, нормативных и технических — для противодействия удалённому хищению денежных средств.
Согласно информации Банка России, в 2024 году злоумышленники похитили со счетов граждан 27,5 млрд рублей, что является максимальным показателем за всю историю наблюдений. Основная часть средств — 26,9 млрд рублей — была украдена с счетов физических лиц. На долю юридических лиц пришлось лишь 667 млн рублей.
В Сбербанке оценили совокупный ущерб от телефонного мошенничества в 2024 году в сумму, превышающую 295 млрд рублей.

