Новости

Киберпреступность: почему подростки уходят в хакеры и почти все бросают это к 20 годам

Участие в киберпреступлениях в подростковый период, по всей видимости, коррелирует с возрастным кризисом. Как правило, молодые хакеры отказываются от рискованных и противозаконных занятий в цифровой сфере к двадцати годам. Такие выводы содержатся в материалах, опубликованных правительством Нидерландов.

Документ, представленный Палатой представителей Нидерландов и рассматривающий влияние подростковой преступности на общество, ссылается на ряд исследований. В них указывается, что пик криминальной активности у подростков обычно приходится на схожий возраст, независимо от типа совершаемых правонарушений.

При этом доля несовершеннолетних, нарушающих закон в сфере оборота оружия или наркотиков, примерно равна доле молодых людей, вовлеченных в киберпреступления. Как отмечает The Register, эти три вида противоправной деятельности являются наименее распространенными среди подростков. В большинстве случаев молодое поколение значительно чаще совершает преступления против собственности, например, кражи.

Согласно экспертным оценкам, пик активности молодых киберпреступников наблюдается в возрастной группе 17-20 лет, хотя эти данные могут варьироваться в зависимости от анализируемого периода. Например, в 2010-2012 и 2018-2021 годах наибольшее количество киберинцидентов совершалось лицами в возрасте 17-19 лет, а в промежутке с 2012 по 2018 годы основное внимание привлекали к себе 20-летние.

Любопытно, что в этом аспекте юные хакеры, действующие вне закона, почти не отличаются от своих сверстников, избравших иной криминальный путь.

В исследовании 2013 года, подготовленном нидерландскими специалистами Стейном Рюйтером (Stijn Ruiter) и Франком Бернардсом (Frank Bernards), утверждается, что из 323 киберпреступников, участвовавших в проекте, 76% достигли пика активности к двадцати годам, после чего в течение нескольких лет постепенно прекращали подобную деятельность. Лишь около 4% тех, кто попробовал себя в киберпреступлениях, с высокой долей вероятности продолжают незаконные действия после достижения двадцатилетнего возраста.

Как показала работа профессора Кембриджского университета Элисон Хатчингс, опубликованная в 2016 году, такие люди часто остаются в сфере киберпреступности из-за сохраняющегося интереса к технологиям и удовольствия от их освоения. Возможность применить полученные умения в реальных условиях становится для них ключевым стимулом. При этом внешние мотивы, например, перспектива крупного заработка от противоправной деятельности, не играют для них определяющей роли.

Впрочем, как указывает The Register, на момент проведения исследования Хатчингс кибервымогательство ещё не превратилось в столь прибыльный и распространённый бизнес, каким оно стало позднее.

Так, согласно информации от eCrime.ch, за первые шесть месяцев 2024 года число зафиксированных вымогательских атак на 10% в сравнении с тем же периодом 2023 года. При этом жертвы всё чаще отказываются выполнять требования злоумышленников. В первой половине 2024 года преступникам удалось получить выплаты лишь в 28% случаев.

В материале, подготовленном для парламента Нидерландов, отмечается нехватка масштабных долгосрочных исследований, посвящённых феномену киберпреступности, который остаётся относительно новым в историческом контексте. Существующие же работы стремительно устаревают.

По оценкам парламентариев, подростковая преступность в целом обходится нидерландскому обществу примерно в 10,3 млрд евро (свыше 929 млрд рублей по курсу ЦБ на 2 декабря 2025 года) ежегодно. Основная часть этих затрат ложится на самих пострадавших и выражается в расходах на медицинскую помощь или в снижении качества жизни.

Остальные издержки несёт государство. Речь идёт о ресурсах, направляемых на содержание полиции, тюремной системы и органов правосудия.

Как подчёркивает The Register, оценить ущерб, который киберпреступники, включая несовершеннолетних, наносят нидерландскому обществу, сложно из-за недостатка информации. Кроме того, проблемой называются и сами методики расчёта убытков, например, от краж интеллектуальной собственности. По оценкам Deloitte, совокупный ущерб от киберпреступности для Нидерландов в 2016 году достиг 10 млрд евро.

Согласно данным МВД России, в 2024 году ущерб от действий кибермошенников в стране вырос на 36% по сравнению с 2023 годом, составив 200 млрд рублей. Было зарегистрировано 486 тысяч случаев онлайн-мошенничества.

Дмитрий Степанов

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории