Новости

Медиагиганты просят Минцифры не вводить двойной налог на зарубежный контент

Представители медиаиндустрии обратились в Минцифры России с просьбой о продлении особого налогового режима, освобождающего от уплаты сборов с доходов от распространения зарубежного контента. По их мнению, отмена этой меры приведет к сокращению доступности иностранных произведений для российских зрителей и слушателей.

Как сообщает издание «Ведомости», телеканалы, стриминговые платформы, музыкальные сервисы и издательские дома добиваются продления налоговых преференций для зарубежного контента. Прекращение действия льгот, по их оценкам, вызовет ситуацию двойного налогообложения и ограничит доступ к международным произведениям.

В октябре 2025 года российские медиакомпании направили в Министерство цифрового развития официальное обращение с предложением сохранить действующий порядок, позволяющий не перечислять налоги с выплат иностранным правообладателям. Данный временный механизм был введен поправками в Налоговый кодекс для компенсации приостановки международных соглашений по двойному налогообложению с рядом государств.

Профессиональное сообщество предлагает продлить льготный период до конца 2028 года для сохранения динамики развития отрасли и предотвращения резкого роста стоимости контента. В противном случае с 2026 года медиакомпаниям придется уплачивать 25%-ный налог на доходы от произведений из соответствующих стран.

Прекращение налоговых преференций существенно увеличит расходы российских медиа- и музыкальных платформ. Это может привести к подорожанию контента для потребителей, а некоторые цифровые сервисы будут вынуждены сократить каталоги зарубежных произведений, что усилит пиратство и сократит легальное предложение. Согласно отраслевым прогнозам, российский музыкальный стриминг может недополучить до 15 млрд рублей выручки в течение трех лет, а государственный бюджет — потерять 3 млрд рублей НДС.

Налоговые аналитики предполагают, что Министерство финансов вряд ли поддержит продление льгот, считая оставшееся до конца 2025 года время достаточным для адаптации рынка. В качестве альтернативы рассматривается возможность закупки контента через юрисдикции с действующими налоговыми соглашениями, хотя такой подход создает фискальные риски как для России, так и для стран-посредников.

Ранее российские компании-лицензиаты в большинстве случаев не уплачивали налог у источника, поэтому отмена норм НК РФ, замещающих приостановку соглашений об устранении двойного налогообложения, фактически станет введением дополнительного фискального сбора, отметил гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (куда входят ведущие онлайн-кинотеатры, такие как «Иви», Okko, Amediateka, Start и другие) Алексей Бырдин. По его словам, в таком случае налоговое бремя достигнет нескольких процентов от оборота российского контентного рынка и способно замедлить его развитие.

В 2023 году российский президент Владимир Путин утвердил указ о частичной приостановке действия соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом недружественных стран, включая США, Канаду, большинство государств Европы (Германия, Франция, Великобритания, Кипр, Швейцария и прочие), а также Австралию, Южную Корею и Японию.

Были заморожены те разделы соглашений, которые предоставляли организациям и физическим лицам возможность пользоваться определёнными налоговыми преференциями при расчётах с иностранными партнёрами. В частности, согласно этим условиям, авторские вознаграждения и лицензионные платежи обычно не подлежали налогообложению у источника, то есть в стране получателя контента. Налоги с таких доходов, как правило, вносил лишь зарубежный правообладатель на территории своего государства.

Согласно расчётам экспертов консалтингового агентства «ТМТ консалтинг», по результатам 2024 года российские онлайн-кинотеатры нарастили выручку на 37% в сравнении с 2023 годом, до 128,8 млрд руб., и впервые опередили по доходам платные телеканалы, которые получили 108,4 млрд руб. При этом рынок платного ТВ в России почти не растёт, поэтому разрыв будет увеличиваться, прогнозируют аналитики.

По данным CNews, в 2025 году рост рынка продолжился: так, в январе жители России потратили на онлайн-кинотеатры на 84% больше, чем в аналогичном месяце 2024 года, при сохранении среднего чека на прежнем уровне — 350 руб., свидетельствуют результаты исследования «МТС Банка».

Несмотря на увеличение числа зрителей и финансовых поступлений, стриминговые сервисы продолжают вкладывать в создание контента больше средств, чем получают от платных подписок, отмечал в феврале 2025 года гендиректор платформы Wink Антон Володькин. По его данным, доходы российских онлайн-кинотеатров от платных просмотров в 2024 году достигли 100 млрд рублей, тогда как расходы на производство оригинальных проектов составили от 110 до 116 млрд рублей. Специалисты также констатируют рост производственных затрат и перенасыщение рынка контентом. Володькин убеждён, что семь ведущих платформ уже создают избыточное число проектов для текущей аудитории, и для привлечения необходимого количества подписчиков потребуются годы.

В конкурентной борьбе за зрителя ключевым фактором становится не объём, а качество контента, подчёркивает сооснователь кинокомпании Gala Production, создавшей сериал «Слово пацана», Галина Стрижевская: «Число зрителей и часов в сутках ограничено, и пользователь физически не успеет посмотреть всё производимое сегодня».

Генеральный продюсер сервиса Premier Давид Кочаров констатирует, что большинство сериалов не приносят прибыли, за исключением редких хитов. Например, иронический детектив «Подслушано в Рыбинске», созданный совместно Premier и видеосервисом Start, за период с 30 января по конец февраля 2025 года собрал более 1 млн зрителей на двух цифровых платформах, а права на его показ приобрели телеканалы. Кочаров подчёркивает, что успех стриминговых сервисов зависит от наличия популярных проектов, что повышает ответственность продюсеров при отборе концепций.

Антон Денисенко

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории