Новости

В России представили беспилотный асфальтоукладчик: дорожное строительство стало автономным

В октябре 2025 года специалисты холдинга «Высокоточные комплексы» осуществили в России первую публичную демонстрацию полного процесса автоматизированной укладки асфальта. Основным преимуществом представленного оборудования стала возможность автономного функционирования с незначительным контролем со стороны человека. Данное событие символизирует переход российского дорожного строительства в 2025 году на принципиально новый уровень технологического развития.

Как сообщает ТАСС, в октябре 2025 года в России впервые продемонстрировали укладку асфальтобетона с использованием полностью автономной беспилотной техники отечественного производства. Разработчиком выступил холдинг «Высокоточные комплексы», являющийся частью государственной корпорации «Ростех». Демонстрация инновационной технологии ознаменовала переход российского дорожного строительства на современный технологический этап.

«Серьезный научно-технический потенциал, накопленный предприятиями госкорпорации «Ростех» в сфере специализированной наземной навигации, позволил «Сигналу» оперативно разработать для дорожной отрасли отечественную систему точного позиционирования и нивелирования «Филин», а также программно-аппаратный комплекс «Прометей», способные автоматизировать любую дорожно-строительную технику», — отметил генеральный директор АО «Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) «Сигнал» и управляющий организацией АО «Ковровский электромеханический завод» (КЭМЗ) Владимир Пименов.

Согласно данным «Ростеха», новая техника способна выполнять работы практически без перерывов, включая ночное время. Как подчеркивают инженеры корпорации, это позволит значительно сократить сроки качественного строительства и ремонта автодорог.

В октябре 2025 года разработчики наглядно продемонстрировали технологический процесс укладки. Сначала самосвал доставил асфальтобетонную смесь в асфальтоукладчик «Десна 2100», который автоматически распределил ее по дорожному участку. Затем в соответствии с технологическим циклом на демонстрационную площадку вышел каток RV-7DD, осуществивший первоначальное вибрационное уплотнение покрытия, после чего второй каток RV-11DD в автоматическом режиме завершил процесс укладки.

Автоматизированные катки созданы на основе моделей RV-7DD и RV-11DD, выпускаемых АО «Раскат» (дочерним предприятием АО «КЭМЗ»), а асфальтоукладчик — на базе модели «Десна 2100» от «Группы компаний машиностроения и приборостроения».

ВНИИ «Сигнал» был создан распоряжением Министра оборонной промышленности Советского Союза Д.Ф. Устинова от 19 апреля 1955 года №170 в качестве филиала ЦНИИ-173 (ныне ФГУП «ЦНИИ АГ», Москва) для разработки и последующего производства на заводе №46 (ныне АО «КЭМЗ», Ковров) первых отечественных танковых стабилизаторов «Горизонт» и «Циклон».

Уже свыше семи десятилетий АО «ВНИИ «Сигнал» занимается созданием автоматизированных систем управления огнем артиллерийских формирований, а также комплексов наведения и ведения огня для ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня (РСЗО).

С начала 2000-х годов институт активно развивает новое направление — выпуск приводных систем для космической индустрии. В частности, предприятие производит комплекты приводов для пусковых установок ракет-носителей.

Космическая продукция компании используется на всех космодромах, находящихся на территории бывшего СССР, а также на космодроме Куру во Французской Гвиане. Первым проектом стал космодром во Французской Гвиане — французская сторона запросила обеспечение примерно 50 пусков, из которых около 20 уже успешно проведены. В дальнейшем поступили заказы на оборудование для других стартовых площадок, включая Байконур, Восточный и Плесецк. Сотрудники предприятия регулярно участвуют в пусковых операциях.

19 июля 2025 года заместитель министра транспорта Андрей Никитин сообщил, что беспилотные такси появятся на российских городских дорогах после 2030 года. Как отмечал CNews, Министерство транспорта России не планирует торопиться с внедрением таких машин, предварительно отработав технологию для гарантии высочайшей безопасности.

Согласно информации Министерства экономического развития России, с лета 2023 года беспилотные автомобили, проходившие испытания в стране, стали причиной всего 36 дорожных происшествий. Лишь в двух случаях вина лежала на самой машине. В большинстве ситуаций управление осуществлял автопилот, а человек вмешивался только при необходимости.

В сентябре 2025 года Минтранс России разработал законопроект, регламентирующий правила использования и разграничивающий зоны ответственности для высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), то есть автомобилей, оснащенных ИТ-системами автономного управления.

Согласно данным издания «Ведомости», при дорожных авариях с участием автономных транспортных средств (ВАТС) вина может распределяться между производителем и собственником автомобиля. В частности, изготовитель несёт ответственность за ущерб от ДТП, если происшествие вызвано нарушением ПДД со стороны роботизированной системы управления. Владелец ВАТС будет считаться виновным, если пренебрег инструкцией по эксплуатации или самовольно модифицировал конструкцию машины без согласования с производителем. Также ответственность может быть возложена на авторизованный сервис, если им было проведено некачественное техобслуживание или пропущена обязательная установка обновлений программного обеспечения. Оператор удалённой поддержки будет отвечать за аварию лишь при невыполнении своих прямых функций.

В документе, запланированном к введению в сентябре 2025 года, также зафиксированы нормы и ограничения по использованию машин с автопилотом. Определены обязательства для производителей, разработчиков, собственников и водителей ВАТС, операторов дистанционного сопровождения и сервисных организаций. Кроме того, установлены регламенты по техническому обслуживанию и ремонту самоуправляемых автомобилей. В целом, как только легковой, грузовой автомобиль или автобус с автопилотом достигают определённого уровня развития, к ним начинают применяться унифицированные нормативы.

Антон Денисенко

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории