В 2025 году сфера онлайн-общения и связи пережила ряд законодательных перемен. Специалисты компании edna подготовили обзор, выделив ключевые позитивные и негативные изменения ушедшего года. Исследование охватило 3,2 тысячи мужчин и женщин в возрасте от 18 до 75 лет со всех регионов России и было проведено на онлайн-панели в декабре 2025 года. Данные были предоставлены CNews представителями edna.
Самые значимые и проблемные события в области коммуникаций
Лидером среди положительных изменений стало введение обязательной идентификации звонков от организаций. Это отметили 46% респондентов. На втором месте, по оценкам граждан, оказалось ограничение на количество сим-карт у одного пользователя — об этом сообщили 24% участников. Третью строчку занял запрет на использование зарубежных мессенджеров для определённых компаний (20%).
В списке негативных событий первое место заняли перебои в работе интернета. Худшим их назвали 78% опрошенных. На второй позиции — отключение функции звонков в WhatsApp* (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России) и Telegram (58%). Третье место досталось запрету на ведение переписки с госучреждениями, финансовыми и иными организациями через эти мессенджеры (28%).
Участники также указали на тревожные тенденции. Почти половина (48%) полагает, что в 2025 году участились случаи онлайн-мошенничества. Беспокойство вызывают частые сбои в работе WhatsApp* (48%) и постоянные обсуждения возможной блокировки этого мессенджера (34%).
Влияние изменений на повседневную жизнь
Каждый четвёртый россиянин (24%) считает, что нововведения ухудшили его жизнь. Для 18% граждан они стали источником повышенной тревоги. Каждый десятый признался, что не до конца понимает суть и цели этих ограничений. В то же время 22% респондентов положительно оценивают рост числа отечественных digital-решений. Для 14% жизнь внешне не изменилась, но решать рабочие задачи стало сложнее. А 12% полностью поддерживают все изменения и отмечают улучшение качества своей жизни.
Стратегии адаптации к новым условиям
Лишь 10% граждан пока не смогли привыкнуть к произошедшим переменам. Более половины (52%) из-за роста мошеннической активности стали более осмотрительными и не отвечают на вызовы с незнакомых номеров.
Претерпело изменения и использование мессенджеров. 28% пользователей стали реже заходить в WhatsApp* и Telegram. Многие переходят на другие каналы связи: 26% активнее общаются по телефону, 18% — по электронной почте, 8% пробуют российские платформы для видеосвязи. Однако более четверти (28%) не смиряются с ситуацией и используют инструменты для ускорения интернета, чтобы продолжать пользоваться зарубежными сервисами.
«Организации, подобно людям, учатся приспосабливаться к новым условиям. В ситуации, когда доступ к иностранным сервисам ограничен, бизнесу важно разнообразить способы общения с клиентами. В цифровой среде, помимо мессенджеров, компании активно применяют СМС и push-рассылки, электронную почту, голосовые сообщения. Эти инструменты позволяют своевременно информировать аудиторию, напоминать о предстоящих платежах или неоконченных покупках, а также выстраивать автоматизированную коммуникацию. Платформа edna помогает объединить такие каналы и настраивать цепочки взаимодействия, запускаемые по событиям», — отметил Александр Дубровин, бизнес-партнер edna.
Каких изменений ждут в России к 2026 году
Большое число респондентов предполагают, что к 2026 году регулирование онлайн-коммуникаций станет ещё строже. Например, 44% ожидают ужесточения ограничений, 30% прогнозируют полную блокировку WhatsApp*, а 20% — запрет большинства инструментов для контроля интернета. Примечательно, что 22% опрошенных верят в отмену ограничений из-за массового недовольства пользователей.
Согласно исследованию edna, 40% участников надеются, что к 2026 году интернет будет работать стабильно и без сбоев. Также для многих пользователей важна безопасность: 28% респондентов полагают, что онлайн-общение станет более защищённым благодаря произошедшим изменениям.
*Сервис принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории России