Какие препятствия замедляют внедрение новых тарифных планов у сотовых операторов
Сфера мобильной связи уже давно переполнена: согласно данным TM Forum, количество абонентов по всему миру превышает численность населения в 1,8 раза. В этой острой конкурентной борьбе ключевым преимуществом для операторов становится быстрота внедрения новых продуктов, особенно связанных с интернет-трафиком. Запуск любых клиентских предложений неизменно требует отладки сложного взаимодействия между различными платформами, включая PCRF и BSS. Решения PCRF позволяют операторам регулировать, как и когда абоненты пользуются услугами, а также устанавливать стоимость. У PCRF и BSS различаются жизненные циклы и модели взаимодействия, что значительно усложняет их интеграцию и ведет к незапланированным затратам. Компания Bercut, изучив запросы заказчиков, разработала методологию, помогающую операторам в 3–4 раза быстрее выводить на рынок нестандартные продукты и сервисы.
Трудности при выводе на рынок новых сервисов операторами связи
В процесс запуска абонентских предложений, в особенности касающихся мобильного интернета, вовлечены бизнес-процессы оператора, каналы обслуживания и самообслуживания клиентов, возможности тарификации и биллинга, а также управление параметрами качества услуг (QoS). В частности, требуется синхронизация трех систем: 1) BSS (Business Support System) — отвечает за биллинг, управление клиентской базой и тарификацию; 2) PCRF (Policy and Charging Rules Function) — контролирует политики доступа к трафику, обеспечивая гибкое управление качеством услуг (QoS); и 3) Сетевые элементы (PCEF, PGW) — отвечают за непосредственную передачу данных.
Современному оператору необходимо, чтобы все эти системы могли оперативно и гибко адаптироваться к изменениям в логике предоставления услуг для абонента и позволяли запускать промо-акции.
Несмотря на взаимосвязь систем BSS и PCRF, их жизненные циклы различаются, что создает сложности в синхронизации интеграции по времени и бюджету. Многие поставщики поставляют PCRF как готовое «коробочное» решение с базовым интерфейсом, оставляя задачу по интеграции на стороне оператора связи. Как следствие, процесс настройки может занимать от полугода, сопровождаться масштабными доработками (адаптацией API, синхронизацией тарифных моделей) и нести риски сбоев при обновлении тарифных планов. Самостоятельная реализация интеграции затягивает выход новых услуг на рынок и может негативно сказаться на качестве обслуживания.
Партнерство с вендором, обладающим практическим опытом интеграции, позволяет оператору ускорить вывод продуктов на рынок и обеспечить стабильно высокий уровень сервиса, поскольку разработчик владеет необходимой экспертизой и отработанными методиками внедрения решений на основе BSS и PCRF.
Даже запуск такой привычной для рынка услуги, как перенос неиспользованных пакетов данных на следующий расчетный период, может быть сопряжен с трудностями. Логика реализации этой функции варьируется в зависимости от особенностей учета трафика конкретного абонента и выбранной схемы тарификации. В любом случае, подключая эту опцию, клиент ожидает, что в личном кабинете или мобильном приложении у него будет возможность самостоятельно проверить остатки по различным типам трафика, желательно с указанием времени активации и использования каждого пакета. Для предоставления такой услуги с гибкими условиями оператору необходимо обеспечить слаженную работу каналов обслуживания и самообслуживания, биллинговой системы (в части тарификации и учета) и PCRF, который непосредственно отвечает за предоставление, учет и контроль этого трафика.
Дополнительную сложность вносят внешние факторы: сегодня операторы могут переносить остатки по одной схеме, а завтра — рыночные условия меняются, и требуется иная логика. Не каждая система PCRF способна оперативно адаптироваться к таким изменениям сценариев.
Подобная специфика характерна для многих сервисов оператора связи. При этом каждый стремится максимально ускорить их запуск и предлагать в разнообразных вариантах. Например, абоненту можно позволить переносить пакет на один, два, три месяца или предоставить неограниченный срок действия, пока трафик не будет полностью израсходован.
Для выделения на фоне конкурентов маркетинговый отдел может разработать более сложные механизмы, например, удвоение переносимого объема или введение особых условий его расходования. Зачастую творческие идеи маркетологов опережают технические возможности систем BSS и PCRF. Для расширения этих возможностей Bercut предлагает комплексный подход к интеграции данных решений, который сокращает сроки и стоимость вывода нестандартных клиентских предложений на рынок в 3–4 раза по сравнению с традиционными «коробочными» продуктами.
Комплексное управление проектом по запуску продуктового предложения
При создании своих решений Bercut сразу включает в них предварительно настроенные сценарии взаимодействия с биллинговыми системами (BSS). Такой подход значительно сокращает время на внедрение и гарантирует стабильную работу тарифных планов любой сложности, будь то ежемесячные пакеты или услуги с постоплатой.
В гибко настраиваемой системе PCRF логика предоставления каждого сервиса реализована с помощью интерпретируемого скриптового языка. Это позволяет обновлять её без остановки работы всей платформы. Разработка и запуск нового сервиса на основе такого PCRF происходит в разы быстрее по сравнению с pro-code решениями, требующими пересборки и выпуска новой версии дистрибутива. Например, задача по поддержке нестандартной услуги, такой как перенос остатков пакета с новыми условиями, решается всего за несколько недель путём доработки скрипта и его тестирования в инфраструктуре вендора.
Для успешной реализации подобных сценариев критически важно, чтобы не только PCRF, но и BSS, отвечающий за тарификацию и учёт платежей, также обладал гибкостью, поддерживал разнообразные модели и, что главное, мог адаптироваться к новым условиям. Именно поэтому Bercut предлагает операторам комплексный сквозной подход: от бизнес-процессов и конфигураций внутри BSS до непосредственной реализации настроек в PCRF.
В результате оператор сможет значительно ускорить вывод услуг на рынок, если при замене хотя бы одной из систем воспользуется услугой «запуск продуктов под ключ» от профильного вендора.
Команда Bercut отмечает высокую востребованность такого предложения, поскольку операторам связи часто приходится самостоятельно заниматься интеграцией своих биллинговых систем с PCRF. Если ни одна из платформ не обладает достаточной гибкостью настроек для синхронизации, эта задача становится крайне трудоёмкой или даже невыполнимой.
Для самостоятельной интеграции сотрудникам оператора необходимо глубоко разбираться в функциональных возможностях и особенностях как BSS, так и PCRF.
«Мы наблюдали на рынке негативный опыт операторов, когда в течение года после начала интеграции задача по запуску нового продукта так и не была решена. Поэтому к процессу интеграции целесообразно привлекать специализированные команды. Например, в Bercut мы рассматриваем требования к процессу в целом — от канала самообслуживания до реализации услуги в сети — и выстраиваем взаимодействие систем по всей цепочке», — добавляет Олег.
Выстраивая сквозной продуктовый дизайн — от процессов оператора и отображения услуг у абонента до их предоставления в сети — поставщик решения обеспечивает максимально оперативное и профессиональное проведение интеграционных работ.
Интеграция PCRF и BSS «под ключ» как готовый бизнес-результат для операторов связи
В среде острой конкуренции телеком-компании не могут тратить много времени на внедрение новых сервисов. Самостоятельное объединение BSS и PCRF влечёт за собой излишние затраты и потенциальные проблемы. В отличие от оператора, который после обновления одной из систем может столкнуться с нехваткой экспертизы, поставщик с богатым опытом интеграций грамотно выполнит проект, обеспечивая технологический рост компании на долгий срок.
Для оператора критически важно не просто приобрести PCRF или BSS, а в минимальные сроки получить действующее решение и вывести на рынок новые предложения для клиентов. Если классический процесс интеграции иногда занимает полгода и больше, то решения от Bercut позволяют вводить новые тарифы за считанные месяцы, снижать риски при корректировке ценовой политики и гарантировать стабильную работу услуг. Главный плюс подхода Bercut — значительное ускорение вывода продуктов при сохранении высокого уровня обслуживания абонентов.
■ Рекламаerid:2W5zFHgBmHrРекламодатель: ООО "НПФ БЕРКУТ"ИНН/ОГРН: 7810132262/1037821060738Сайт: www.bercut.com