Аналитика

Low-code: развеиваем главные мифы и показываем реальные возможности

Low-code: разоблачая заблуждения. Возможности этих платформ гораздо шире, чем многие полагают

Изначально low-code-подход сопровождался множеством ограничений, которые затрудняли его применение для создания комплексных корпоративных решений. Однако в настоящее время положение дел существенно изменилось: внедрение low-code-систем позволяет компаниям достичь принципиально иного уровня операционной эффективности. Чтобы реализовать этот потенциал, организациям необходимо преодолеть устойчивые стереотипы, которые до сих пор бытуют в отрасли. Подробности освещает директор Департамента высокотехнологичного производства БФТ-Холдинга Борис Щукин.

Клиенты корпоративного сектора нуждаются в цифровых продуктах, отвечающих исключительно строгим критериям отказоустойчивости, масштабируемости, защищенности, производительности под высокой нагрузкой и, безусловно, возможности адаптации под уникальные бизнес-процессы. Исторически такие задачи выполнялись крупными проектными группами, что неизбежно влекло за собой существенные затраты времени и средств. Когда концепция low-code стала набирать обороты, многие специалисты отнеслись к ней с недоверием, поскольку пилотные внедрения действительно демонстрировали ряд значительных недостатков данного метода.

С того времени в среде IT-профессионалов укоренилось несколько снисходительное восприятие low-code: бытует мнение, что он подходит лишь для элементарных приложений или создания макетов, не справляется с серьёзными нагрузками, порождает уязвимости в безопасности, и в целом — опытным разработчикам не стоит уделять ему внимание.

В БФТ-Холдинге интерес к low-code технологиям возник еще в 2018 году — это был ответ на потребность клиентов в самостоятельной адаптации наших продуктов под свои бизнес-процессы. Разработав первый конструктор, мы осознали широкие возможности этого подхода и вложили ресурсы в создание комплексной low-code платформы. В настоящее время «БФТ.Платформа» служит фундаментом для ключевых продуктов холдинга (MDM «БФТ.ЕНСИ», ECM «БФТ.ХЭД», BI «БФТ.Хранилище», EAM «БФТ.Управление активами», SRM «БФТ.Закупки»), а также активно используется в проектах для крупных государственных и корпоративных заказчиков.

Тем не менее, упомянутые заблуждения по-прежнему распространены среди многих игроков рынка. Но сейчас у нас есть весомые аргументы, чтобы их опровергнуть.

Миф 1: low-code только для простых приложений, подходит лишь для прототипирования или создания внутренних утилит, но не для сложных корпоративных систем.

Первые low-code инструменты и правда имели существенные ограничения и решали узкий спектр задач, например, позволяли быстро разрабатывать несложные формы и отчеты. Однако это относится к ситуации десятилетней давности.

Реальность: современный low-code — это зрелая технология с развитым инструментарием, который можно сравнить с классическими языками программирования. Кроме того, как и любой язык программирования, low-code не ограничивает приложение определенной архитектурой: он одинаково эффективно работает с монолитными системами, микросервисами и event-driven архитектурой, подходя для создания решений любого масштаба в бизнесе и государственном управлении.

К примеру, на базе «БФТ.Платформы» построены информационные системы федеральных органов власти (таких как Социальный фонд России, Росреестр, Минздрав России) и крупных корпораций, включая ПАО «Ростелеком». Речь идет не о вспомогательных сервисах, а о критически важных системах, некоторые из которых обеспечивают предоставление государственных услуг миллионам людей.

Миф 2: low-code это «программирование для новичков», инструмент для начинающих, не владеющих «настоящим» кодом.

Действительно, использовать low-code могут специалисты без глубоких знаний в программировании. Однако его цель никогда не состояла в том, чтобы заменить опытных разработчиков. Его задача — избавить их от рутинной работы.

Реальность такова: порядка 80% кода в стандартном корпоративном проекте составляет рутинная работа: шаблонные операции, маппинг данных, валидация. Low-code автоматизирует эти задачи, высвобождая разработчиков для решения более сложных вопросов: проектирования системы, создания нетривиальной бизнес-логики, уникальной архитектуры и интеграций.

Миф 3: low-code непригоден для высоконагруженных систем

На самом деле: производительность системы определяется не столько выбором инструмента или языка программирования (хотя мастерство разработчиков, безусловно, важно), сколько грамотной архитектурой и продуманными механизмами масштабирования.

К примеру, на «БФТ.Платформе» было создано множество информационных систем с самыми разными нагрузками, включая критически важные решения для федеральных органов. Среди них — стабильные системы, которые успешно обрабатывают:

  • 22000 RPS (запросов в секунду),
  • 650 000 новых экземпляров BPM-процессов ежедневно (Business Process Management — управление бизнес-процессами),
  • 3,2 млн активных экземпляров бизнес-процессов,
  • 12000 параллельных пользователей,
  • десятки терабайт и миллионы записей в базах данных,
  • петабайты информации в S3-хранилищах (S3 или Simple Storage Service — сервис для хранения больших объемов данных).

Ключевой момент: наши low-code решения дополнены набором инструментов для эффективного масштабирования и оптимизации. К ним относятся, например, средства управления кешированием, мониторинга сложных запросов к БД, способных повлиять на стабильность системы, а также возможность создания распределенных приложений с помощью конструкторов (несколько независимых приложений с собственными функциями и базами данных).

Миф 4: low-code и Big Data«абсолютно несовместимы», считается, что low-code не способен работать с большими данными и сложными ETL-конвейерами.

В действительности: главная сила low-code — в использовании метаданных. Например, метамодель «БФТ.Платформы» позволяет описывать доменные структуры не только классических учетных систем, но и любых других источников, а также процессов обработки, трансформации, загрузки и выгрузки данных. Это позволяет интегрировать транзакционные системы и системы управления данными в единую метамодель, объединяя разнородные инструменты в общем информационном пространстве. Low-code платформа становится фундаментом для создания целостной корпоративной модели данных.

При этом разработчикам не требуется вручную создавать сложные решения для Big Data: на основе метаданных можно автоматически генерировать задачи для таких инструментов, как Spark, Flink, Kafka и других.

Миф пятый: low-code угроза для защищенности, поскольку приложения создают специалисты, «не являющиеся профессиональными программистами».

Реальность: ключевым фактором является не сама технология, а профессионализм и добросовестность разработчиков. К примеру, все продукты БФТ-Холдинга, включая построенные на low-code платформе, разрабатываются с использованием компонентов только из реестра российского ПО и следуют стандарту ГОСТ 56939-2024 по безопасности разработки. Эксперты проводят статический, динамический и композиционный анализ кода, исследуют уязвимости в цепях поставок (SCA), обеспечивают лицензионную чистоту. Мы также внедряем принцип Shift Left Security: вопросы защиты закладываются в архитектуру продукта с самых ранних стадий проектирования.

Следовательно, при выстраивании системного и контролируемого процесса безопасной разработки, low-code демонстрирует уровень защищенности, сопоставимый с традиционными методами программирования.

Практика: как low-code применяется в реальных проектах

За семь лет с момента старта «БФТ.Платформа» эволюционировала из набора компактных библиотек в зрелую enterprise-платформу, которая объединяет многоуровневые компоненты:

  • ядро: ORM-фреймворк, UI-фреймворк, реестр распределенных приложений, модуль аутентификации;
  • безопасность: идентификация, аутентификация, авторизация, интеграция с IDM-системами, OAuth, ЕСИА;
  • low-code компоненты: конструктор доменных моделей, BPM-движок, инструмент построения отчетов и виджеты;
  • вспомогательные сервисы: сервис федеративных запросов к различным источникам данных, электронная подпись, уведомления, полнотекстовый поиск, S3-хранилище;
  • инструменты управления данными: DataStorm (ETL, Big Data), DataFlow (потоковая обработка), мастер-данные, дедупликация, контроль качества.

Этот набор предоставляет клиенту широкие возможности для построения и адаптации системы: ускоренное создание прототипов, управление развитием и плавное масштабирование.

Ярким примером создания enterprise-решения на low-code стал проект, самостоятельно реализованный одним из государственных заказчиков по переносу информационной системы на импортонезависимый стек технологий на основе «БФТ.Платформы». Исходная система была разработана в 1998 году на Lotus Notes 4.6. К 2020 году она устарела как функционально, так и технологически, требовала модернизации и повышения устойчивости. Дополнительной задачей было выполнение требований регулятора по замене зарубежного программного обеспечения.

Перенос на low-code платформу включал в себя

  • интеграцию баз данных стандартов в единую архитектуру,
  • разработку унифицированного пользовательского интерфейса,
  • упорядочивание и унификацию данных, установление связей с классификаторами,
  • интеграцию с нормативно-правовыми документами,
  • миграцию бизнес-логики с LotusScript на Kotlin,
  • создание модуля для загрузки информации из Lotus Notes.

В итоге реализации проекта клиент обрёл полностью автономную платформу, отличающуюся повышенной надёжностью и способностью к росту, которую теперь может самостоятельно модернизировать и расширять. Для пользователей системы — аналитиков и научных руководителей — наиболее полезными возможностями стали умный полнотекстовый поиск по документам, а также фиксация всех правок, что позволяет проводить аудит и возвращать документы к исходному виду. В настоящее время эту систему активно применяют свыше 200 организаций.

Будущее low-code: следующий технологический скачок

Low-код подход в создании программного обеспечения уже подтвердил свою эффективность на текущем этапе развития, и с каждым новым проектом он всё увереннее развеивает многолетние стереотипы. Сегодня отрасль находится на грани очередных перемен, когда искусственный интеллект радикально преобразует не только сами программные решения, но и роли их пользователей: из исполнителей, поглощённых рутинными задачами, они превращаются в управляющих целыми «коллективами» ИИ-агентов.

Low-code также претерпит изменения под воздействием технологий ИИ. Корпоративные системы станут гибридными: они будут включать

  • транзакционный блок, формирующий «каркас» для функционирования моделей и управления ими,
  • непосредственно ML-модели, которые возьмут на себя все стандартные операции, такие как обработка документов, ввод и анализ информации, формирование рекомендаций.

Примерно 80% кода в подобных системах также будет генерироваться специализированными ИИ-агентами.

Low-code идеально вписывается в эту модель: он обеспечивает гибкость, оперативную адаптацию и постепенное совершенствование программных продуктов. Благодаря своим функциональным компонентам он становится эффективным посредником между человеком и искусственным интеллектом.

Рекламаerid:2W5zFJVi58LРекламодатель: ООО "БФТ"ИНН/ОГРН: 7706673610/1077762072497Сайт: https://bft.ru/
Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории