Индийские регуляторы обязали ведущих производителей смартфонов включать в прошивку всех новых устройств официальное приложение для противодействия цифровому мошенничеству. В России уже существует похожая практика работы с вендорами, и как минимум один из них почти наверняка выразит несогласие.
Как сообщает Reuters, Министерство электроники и информационных технологий Индии направило запрос компаниям Apple, Samsung, Vivo, Oppo и Xiaomi о предустановке на все новые гаджеты государственного приложения по кибербезопасности.
Производителям отводится 90 дней на интеграцию приложения Sanchar Saathi, которое невозможно будет удалить. На аппараты, уже находящиеся в дистрибуции, программа должна быть добавлена через обновление программного обеспечения, указано в документе ведомства.
Индия — самая многонаселенная страна мира, где в 2025 году проживало около 1,46 млрд человек, а также один из крупнейших мировых рынков мобильной связи с более чем 1,2 млрд абонентов.
Власти утверждают, что приложение Sanchar Saathi необходимо для противодействия «серьёзной угрозе» со стороны киберпреступников, использующих поддельные IMEI-номера (уникальные международные идентификаторы мобильного оборудования).
Программа позволяет пользователям и полиции блокировать и отслеживать утерянные или украденные телефоны во всех сетях сотовой связи через централизованную базу данных. Она также помогает выявлять и разрывать мошеннические соединения, а также препятствует попаданию контрафактных устройств на чёрный рынок.
С января 2025 года, когда приложение было запущено, его скачали более пяти миллионов раз. С его помощью заблокировано свыше 3,7 млн потерянных телефонов и пресечено более 30 млн мошеннических подключений. Согласно официальной статистике, возвращено уже более 700 тыс. утраченных устройств, включая 50 тыс. только за октябрь.
Apple традиционно сопротивляется подобным требованиям. Как ранее сообщало агентство, в 2018 году компания уже вступала в спор с индийским регулятором из-за правительственного приложения для фильтрации спама. Внутренняя политика Apple запрещает предустанавливать на устройства перед продажей какие-либо государственные или сторонние программы.
«Apple всегда отклоняла подобные инициативы со стороны государств», — отмечает Тарун Патхак (Tarun Pathak), директор по исследованиям Counterpoint. Компания, вероятно, будет искать компромисс, например, предложив стимулировать пользователей к самостоятельной установке приложения вместо его обязательной интеграции.
По мнению Миши Чоудхари (Mishi Choudhary), эксперта по цифровым правам пользователей, такая позиция ведомства по сути ограничивает свободу выбора потребителей.
Российским регуляторам также не удалось достичь соглашения с Apple о включении RuStore и Max в перечень обязательных предустанавливаемых программ для смартфонов и планшетов, который вступил в силу в России с 1 сентября 2025 года.
Чтобы устройства iPhone и iPad не пропали с полок магазинов, продавцы начали заранее информировать покупателей об отсутствии данных приложений. Согласно законодательству, это считается несоответствием, что относит такие гаджеты к товарам с дефектом, о чем ритейлеры и сообщают своим клиентам.
Например, в описании нового iPhone 17 Pro на сайте МТС указано: «Товар имеет несоответствие: на момент продажи отсутствует предустановка обязательных приложений, включая единый магазин приложений. Нет возможности установить RuStore». Похожие предупреждения размещены на сайтах большинства крупных торговых сетей.