Новости

Анонимности в сети конец: в России вводят идентификацию для всех, кто публикует контент

В России планируют ввести систему маркировки онлайн-материалов для противодействия дипфейкам. Пока не определено, кто будет обязан её применять — люди или искусственный интеллект, однако нормативная основа для верификации авторов публикаций уже формируется.

Как стало известно Forbes, Департамент кибербезопасности Минцифры разрабатывает правовые механизмы для внедрения технологии надёжной идентификации пользователей, размещающих информацию в сети.

Эта инициатива, среди прочего, призвана помочь гражданам отличать материалы, созданные людьми, от сгенерированных искусственным интеллектом. Для этого потребуется цифровая «подпись» или специальная пометка. Власти всё ещё определяют круг лиц, для которых она станет обязательной.

«Сейчас идут обсуждения возможных шагов, поступают законодательные инициативы, нацеленные на противодействие дипфейкам. Однако говорить о каких-либо окончательных решениях пока рано. В частности, изучается вариант введения системы маркировки контента. Но ещё не решено, что именно будет маркироваться — оригинальный материал или созданный с применением ИИ», — уточнили в министерстве.

Для подготовки конкретных предложений будет сформирована межведомственная рабочая группа. Также необходим «диалог с отраслевыми представителями и экспертами», добавили в ведомстве.

Технологии цифровых водяных знаков позволяют снабжать интернет-контент такой подписью.

В изображение, созданное ИИ, можно внести данные о инструменте его генерации, однако цифровой водяной знак не обеспечивает идентификацию личности пользователя, который его опубликовал. Для этой цели потребуются биометрия и иные решения, пояснил изданию генеральный директор Института искусственного интеллекта AIRI Иван Оселедец.

Кроме того, видимые цифровые водяные знаки относительно просто обнаружить и удалить. Правда, их можно сделать невидимыми, используя подходы, схожие с методами шифрования, отметил эксперт.

По его словам, маркировка контента скрытым водяным знаком повышает затраты на его создание и в некоторых случаях может ухудшить качество материала.

В июле 2025 года CNews сообщал, что Институт социально-экономического анализа и программ развития (ИСАПР) направил премьер-министру Михаилу Мишустину предложение о введении обязательной маркировки для борьбы с интернет-мошенничеством. Речь шла именно о маркировке контента, созданного искусственным интеллектом.

Если требование маркировки ИИ-контента станет обязательным, внедрение технологии скрытых цифровых водяных знаков повлечёт для разработчиков определённые, но незначительные расходы, полагает Оселедец.

Для поддержания качества материалов потребуются дополнительные финансовые вложения — около 30–40% от затрат на разработку новой модели, подсчитал специалист: «По моим оценкам, речь может идти о сотнях миллионов рублей. Именно такая сумма выглядит реалистичной, чтобы внедрить систему цифровых водяных знаков на высоком уровне. По сути, потребуется обучить обновленную версию модели. Просто добавить водяные знаки к готовой модели без ущерба для её работы — задача нетривиальная. Это означает, что процесс придётся выстраивать практически с нуля».

Более того, из-за отсутствия единого стандарта для технологии цифровых водяных знаков, маркировку нужно будет разрабатывать индивидуально для каждой модели. «Не получится создать один универсальный шаблон для моделей «Сбера», «Яндекса» и других, поскольку все они имеют разную архитектуру и принципы работы», — пояснил Оселедец.

Анна Любавина

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории