Европейский союз ввел ограничительные меры в отношении рублевого стейблкоина А7А5, который эмитируется в Киргизии и имеет обеспечение в виде депозитов Промсвязьбанка. С использованием этого инструмента за последние месяцы осуществлены транзакции на сумму 6 миллиардов долларов.
В рамках нового, девятнадцатого по счету пакета санкций ЕС против России, среди прочего, запрещается предоставление услуг в сфере криптовалют и финансовых операций гражданам РФ, поскольку, по мнению Евросоюза, это способствует созданию Россией независимой финансовой системы и уклонению от ограничительных мер.
Еще в 2022 году россиянам запретили владение криптовалютными кошельками на территории государств-членов ЕС.
Параллельно введен запрет на эмиссию электронных денежных средств для физических лиц и юридических субъектов Беларуси. Также ограничения коснулись платежных систем «Мир» и СБП, а также четырех финансовых учреждений из Беларуси и Казахстана, применяющих российские платежные решения. Санкции распространились на пять банковских структур из Центральной Азии, сотрудничающих с Россией.
Ограничительные меры также затронули рублевый стейблкоин А7А5. В Брюсселе заявляют, что это решение знаменует серьезную трансформацию санкционной политики сообщества, направленную на ликвидацию существующих пробелов и усиление эффективности европейской системы финансовых ограничений.
В перечень подпавших под санкции вошли эмитент A7A5 - киргизская организация «Олд Вектор», киргизская платформа Grinex, взаимодействующая с данным стейблкоином, и платежная система А7, участвующая в его разработке. Согласно документам ЕС, А7А5 представляет собой проект Промсвязьбанка, токены которого обеспечены банковскими вкладами, а финансирование осуществляется через «ВЭБ.РФ». Дополнительно ограничения введены против криптобиржи из Парагвая, которая, по данным европейских властей, применялась российскими пользователями для обхода санкционных барьеров.
В августе 2025 года Соединенные Штаты ввели санкции против Grinex и «Олд Вектор». С того момента, согласно информации Financial Times, через А7А5 было проведено транзакций на 6 миллиардов долларов. В конце сентября 2025 года данный стейблкоин получил в России статус цифрового финансового актива, что открывает возможности для его применения в экспортных расчетах.
«Включение токенов А7А5 в санкционные списки создает риски потери ликвидности при конвертации в фиатные средства за пределами России, - поясняет CNews эксперт криптовалютного рынка. - В случае активных действий европейских правоохранительных органов, крупные международные фиатные партнеры быстро прекратят сотрудничество с проектом, поскольку их USDT-кошельки станут токсичными, а лицензии - под угрозой. Кроме того, руководство компаний может столкнуться с задержаниями на границах».
Член Совета по цифровой экономике при Совете Федерации Надежда Сурова указывает, что ограничения ЕС в криптовалютной сфере способны привести к ряду негативных последствий.
Никита Лопатин, Setl Group: Как строительные компании обеспечивают контроль качества с применением лазерного сканирования
Первое препятствие — ограничения на европейских криптобиржах: операции с кошельками в ЕС или через P2P-платформы могут быть приостановлены, что затрудняет конвертацию в евро.
Второй вызов связан с альтернативными вариантами — вместо A7A5 допустимо применение USDT/BTC, однако площадки ужесточат процедуру идентификации клиентов (KYC) — вероятность блокировки счетов возрастет, а фрилансерам и мигрантам придется столкнуться с дополнительными издержками и задержками.
Третий аспект — нестабильность на российском рынке: хотя криптовалюты пока остаются доступными внутри страны, возможен рост цен, а небольшие обменные сервисы рискуют оказаться заблокированными. Как подчеркивает Сурова, пользователям грозят повышенные риски: хранение цифровых активов и проведение платежей подорожают из-за комиссий. «Гражданам РФ в Евросоюзе запретят криптовалютные счета, однако децентрализованные кошельки MetaMask продолжают функционировать с определёнными угрозами», — уточняет эксперт.
Параллельно ЕС ввёл запрет на предоставление россиянам услуг в сфере спутниковой связи, искусственного интеллекта, высокопроизводительных вычислений и квантовых технологий. Санкции также затронули ряд разработчиков беспилотных летательных аппаратов: НПО «Авиабас» (Санкт-Петербург, создаёт БПЛА «Лун-7» и «Лун-10»), «Авиационные системы и комплексы» (Москва, модель «АСК Х-2»), «Молот Армз» (Москва, дрон «Жмил-17»), «Промт Композит» (Москва, БПЛА «Лиза», «Волк» и FPV-аппараты «Веста») и ЦУГАМ («Центр управления городской аэромобильностью», Москва, разрабатывает FPV-дроны «Корт», «Брус-1», «Оса»).
Под ограничения также попали производитель телекоммуникационной аппаратуры — Сарапульский радиозавод, и создатель спутниковых антенных систем «Навитрон». Дополнительно санкции распространены на операторов связи из новых территорий — «Республиканские цифровые коммуникации» («Лугаком», ЛНР) и «Углетеком» (ДНР).