В рамках одного из наиболее масштабных научных начинаний современности — Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) — появился новый помощник. Это промышленный робот-манипулятор, крупнейший в своей категории, получивший имя «Годзилла». Его роль — отработка технологических процессов и оборудования, которое впоследствии будут применять другие автоматизированные системы для сборки термоядерного реактора. Данный этап является критически важным для успешной реализации всего проекта.
Источник изображения: ITER
Робот «Годзилла» достигает 4 метров в высоту, а длина его выдвижной «руки» составляет до 5 метров. Он способен перемещать грузы массой до 2,5 тонн. Прямая работа внутри вакуумной камеры токамака, где отдельные элементы весят более 4 тонн, не входит в его задачи. Основное назначение этого манипулятора — служить испытательным стендом для отладки технологий дистанционной сборки реакторных систем.
Ключевая функция «Годзиллы» — тестирование и проверка совместимости инструментария, который будет задействован специализированными роботами для монтажа приблизительно 20 000 компонентов внутри вакуумного сосуда. С его помощью инженеры оценят механизм быстрой смены более 30 специализированных насадок, предназначенных для захвата, затяжки крепежа, сварочных работ, резки и контроля. Также на этой платформе будут калиброваться системы технического зрения для высокой точности позиционирования, датчики усилия и момента, которые обеспечат автоматике «чувство осязания» и предотвратят повреждение деталей в стеснённых условиях.
С марта 2026 года методики и инструменты для сборки реактора начнут отрабатывать на полноразмерных макетах, воспроизводящих реальные условия внутри токамака. Одной из главных инноваций, апробируемых с помощью робота, станет концепция ускоренного монтажа «Бегущие волны» (Rolling Waves). Её суть — переход от последовательной к параллельной сборке модулей внутри реактора, что позволит значительно сократить время работ. Специализированные бригады и роботы будут действовать послойно: пока одна группа монтирует компоненты текущего уровня, следующая уже приступит к работе над последующим. Такой подход не только ускорит процесс, но и снизит сопутствующие риски.
Проверенные на примере «Годзиллы» сборочные решения будут применены в более масштабных системах для монтажа и дистанционного обслуживания реактора: в транспортере для сборки внутренней оболочки (Blanket Assembly Transporter) массой порядка 39 тонн, предназначенном для установки 440 модулей бланкета, а также в внутрикамерном башенном кране (In-Vessel Tower Crane) для операций с дивертором. Эти системы будут задействованы по мере надобности и не будут находиться внутри во время плазменных экспериментов, однако без них сборка внутренних узлов реактора неосуществима. Каждая их деталь и монтажная процедура будут отработаны на «Годзилле» — за исключением перемещения сверхтяжёлых грузов. Например, тот же транспортер будет поднимать панели оболочки весом более 4,4 т, что превышает возможности «Годзиллы».
Таким образом, «Годзилла» выполнит вспомогательную, однако крайне значимую функцию в подготовке к монтажу наиболее сложного компонента ITER — вакуумной камеры. Успешная апробация инструментов и методик позволит перейти к фазе полномасштабной сборки, приближая проект к ключевой цели — началу экспериментов с дейтерий-тритиевой плазмой к 2039 году.