В России Министерство промышленности и торговли намерено ввести ограничения на приобретение образовательной робототехники иностранного производства. Данная мера призвана поддержать развитие отечественного сектора роботостроения и производства электронных компонентов. Как отметили в ведомстве, к декабрю 2025 года в учебных заведениях сложилась практика использования разнородного оборудования, отдельные элементы которого не стыкуются между собой.
Как сообщает издание «Ведомости», с декабря 2025 года Минпромторг России предполагает запретить школам и вузам страны закупать роботов и другие обучающие робототехнические комплексы, произведенные за границей.
О планах запретить госзакупки импортной образовательной робототехники в соответствии с законом №ФЗ-44 (регулирующим процедуру закупок для государственных и муниципальных учреждений) заявил заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак на совещании, посвященном «Созданию единой отечественной образовательной робототехнической платформы». Конкретные сроки введения запрета не были названы, однако он добавил, что для его реализации министерство намерено закрепить в нормативных актах требование приобретать исключительно российскую продукцию.
По словам Василия Шпака, по состоянию на декабрь 2025 года в российских университетах и школах на курсах по робототехнике доминируют зарубежные платформы и конструкторы. «Если мы заполним учебные классы набором несовместимого иностранного ИТ-оборудования, это заведет нас в тупик», — подчеркнул он. Замминистра привел аналогию с подготовкой ИТ-кадров только на основе Windows и процессоров Intel: «Это неразумно. Специалисты, получившие опыт работы исключительно в этой экосистеме, оказываются более востребованы за пределами страны и уезжают, вместо того чтобы применять свои знания в российской экономике».
Замминистра дал прямое указание представителям компаний-разработчиков робототехники, профильных объединений, ведущих технических университетов и соответствующему департаменту Минпромторга в сжатые сроки подготовить план полного перевода образовательных программ на российские робототехнические платформы. «Придется, как положено, покупать отечественное и на нем же учить детей, — жестко заявил Шпак. — И промышленные предприятия тоже будут использовать российское ИТ-оборудование, поскольку другого выбора попросту не останется».
Как сообщил представитель Минпромторга, работа по замещению иностранных робототехнических решений в сфере образования ведется в тесном взаимодействии с российскими производителями и основными заказчиками, чтобы в полной мере удовлетворить растущий внутренний спрос. Ведомство планирует развивать унифицированные образовательные робототехнические комплексы с открытой архитектурой, созданные полностью на российской элементной базе и программном обеспечении, с возможностью применения в различных средах — наземной, воздушной, подводной и других, — добавил он.
Генеральный директор группы компаний «Прикладная робототехника» Константин Ермишин выделил ключевую роль формирования единой российской образовательной платформы по робототехнике, основанной исключительно на отечественной электронной компонентной базе. Он уверен, что подобная инициатива послужит значительным стимулом для прогресса всей микроэлектронной промышленности страны. Многие современные учебные робототехнические комплексы, как отметил Ермишин, состоят из разнотипных программируемых контроллеров и датчиков. Их стандартизация облегчит освоение предмета учащимися и студентами, уменьшит трудозатраты преподавателей и даст возможность результативно оценивать качество обучающих материалов.
Как пояснил исполнительный директор АО «Корпорация роботов» (в составе ГК «Элемент») Евгений Дудоров, в школах и секциях применяются специальные комплексы, которые в игровой форме знакомят детей с основами логического мышления, алгоритмизации и механики. Это, по его словам, база для пробуждения интереса к инженерным профессиям.
По информации заместителя директора Центра компетенций по БАС «Университета 2035» Полины Мозгалевой, в совокупности на российском рынке образовательной робототехники представлено свыше 20 фирм, среди которых «Прикладная робототехника», «Академия высоких технологий», R:ED, «Роботрек», «Роббо» и прочие. К известным зарубежным аналогам, как дополняет автор Telegram-каналов RUSmicro и RobotsCobots Алексей Бойко, относятся платформы Lego Education и VEX Robotics.
В разговоре с «Ведомостями» представитель «Роботрека» выразил полную поддержку инициативе Минпромторга. По его заявлению, производственные мощности российских заводов уже к декабрю 2025 года смогут полностью обеспечить нужды всех учебных заведений России. При этом он обратил внимание, что из-за большого количества ранее приобретенной импортной продукции отечественные производители недогружают свои мощности: «Отсутствует стабильное планирование, нет ясности с объемами сбыта, компании функционируют не на полную мощность».
В 2016 году, по оценкам Международной федерации робототехники, размер российского рынка образовательных робототехнических комплексов достигал 263 млн рублей. На тот момент в стране насчитывалось приблизительно 1,5 тысячи кружков по робототехнике.
Уже в марте 2024 года компания «Роббо» оценила рост рынка в 2023 году в 25% и предсказала увеличение еще на 20% в 2024 году. Совокупный объем рынка только робототехнических конструкторов в России в 2024 году, по словам операционного директора R:ED Натальи Осиповой, составил 14 млрд рублей, причем 64% пришлось на школы, 21% — на детские сады, а остальное — на учреждения среднего профобразования и вузы. Она также добавила, что модуль «Робототехника» включен в обязательную с 1 сентября 2024 года учебную программу «Технология», что подчеркивает системную важность изучения этой дисциплины.
По словам Осиповой, компания R:ED также выступает в поддержку предложения Минпромторга. Она уверена, что это поможет выровнять качество обучения по всей стране, включая отдаленные районы, и компенсировать нехватку узких специалистов в школах за счет повышения квалификации уже работающих педагогов.
О масштабах рынка можно судить по доходам производителей соответствующего оборудования, которые исчисляются миллиардами рублей. Согласно данным СПАРК, выручка ООО «Прикладная робототехника» за 2024 год достигла 1,28 млрд руб., что немного ниже показателя 2023 года (1,43 млрд). АО «Роббо» заработало за тот же период 826 млн руб. ООО «Брейн девелопмент» («Роботрек») отчиталось о выручке в 150 млн руб., а ООО «Школа робототехники СПб» (R:ED) — в 75 млн руб.
Как отмечает Алексей Бойко, цены на робототехнические наборы для самостоятельных занятий стартуют от двух тысяч рублей. Более сложные образовательные модели могут стоить до миллиона рублей за единицу. Эксперт добавил, что сегодня программы по робототехнике действуют в 93 российских вузах, а с марта 2025 года школы обязаны иметь соответствующее оборудование согласно приказу Минпросвещения №838. В перечень необходимого входят конструкторы, роботы-манипуляторы и учебные дроны.
Евгений Дудоров подчеркнул, что переход на роботов с отечественной элементной базой и программным обеспечением решает целый ряд стратегических вопросов. Это способствует созданию кадрового резерва, укрепляет научно-технический потенциал страны и обеспечивает стабильный внутренний спрос. Специалисты, которые с первых шагов в профессии осваивают российские технологии, в будущем становятся их ключевыми внедренцами на производствах. Таким образом запускается самовоспроизводящийся цикл развития: подготовка кадров ведет к устойчивому спросу, росту выпуска продукции, появлению новых технологий и, как следствие, к совершенствованию образовательных программ.