Аналитика

35 миллиардов на беспилотники: На что пойдут государственные инвестиции

Планы государства по инвестированию 35 млрд рублей в развитие передовых технологий для беспилотных летательных аппаратов

Бюджетное финансирование федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» было сокращено с первоначальных 49 млрд до 35,97 млрд рублей. В рамках проекта предусмотрено выделение средств Фондом НТИ на исследования в различных областях, связанных с БПЛА, а также формирование специализированных библиотек МФТИ и программных компонентов для тестирования беспилотных систем.

Федеральный проект по перспективным технологиям БПЛА и объем его финансирования

В распоряжении редакции CNews оказались две версии федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем». Этот документ входит в структуру национальной программы «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Координацией проекта и всех сопутствующих мероприятий занимается Министерство науки и высшего образования.

Изначальная версия документа, датированная 2023 годом, предусматривала общие расходы на период с 2024 по 2030 годы в сумме 49 млрд рублей, полностью покрываемых за счет государственного бюджета. Обновленная редакция 2024 года снизила объем финансирования до 35,97 млрд рублей, что означает сокращение на 13 млрд рублей или 25% от первоначальной суммы.

Получить актуальную информацию о текущем статусе документа не удается. Материалы нацпроекта БАС и связанных с ним федеральных проектов не размещаются в открытом доступе. В Минпромторге (курирующем нацпроект БАС) перенаправили запрос CNews в Минобрнауки, где на вопрос о современном состоянии проекта ответить отказались.

Мероприятия НТИ по содействию разработкам в различных сферах применения БПЛА

Основная часть мероприятий в рамках этого федерального проекта направлена на формирование объектов интеллектуальной собственности в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансируемых Фондом НТИ (Национальная технологическая инициатива). Это способствует достижению технологической самостоятельности и укреплению международной конкурентоспособности отечественных беспилотных авиационных комплексов. Поддержка оказывается вузам и научным учреждениям, а различия касаются лишь тематической направленности их деятельности.

Наиболее затратными являются три направления: «Технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в единое воздушное пространство», «Технологии навигации и радионавигации», а также «Технологии машинного зрения для БАС». Первоначально на каждое из них выделялось по 7 млрд рублей, однако в обновленной версии проекта финансирование сократилось до 5,11 млрд рублей. Таким образом, экономия по каждому мероприятию достигла 1,89 млрд рублей, что составляет 36%.

По направлениям «Технологии машинного зрения для БАС» и «Технологии и средства интеграции БВС в единое воздушное пространство» к 2030 году планируется создать по пять опытных образцов, привлекая к работам по три организации.

Финансирование разработки объектов интеллектуальной собственности в области «Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем БВС» изначально составляло 6,04 млрд рублей, но затем было уменьшено до 4,36 млрд рублей. Сокращение достигло 1,69 млрд рублей, или 27%. К 2030 году в этой сфере будет разработано пять опытных образцов, а число участвующих организаций составит три.

Затраты на создание объектов интеллектуальной собственности по направлению «Энергетические и силовые установки» снизились с 4,7 млрд рублей до 3,48 млрд рублей, что означает экономию в 1,22 млрд рублей (25%). К 2030 году будет изготовлено шесть опытных образцов, а в работах примут участие три организации. Аналогично, расходы на направление «Вычислители, фотонные интегральные информационные системы» сократились с 2,78 млрд рублей до 2,17 млрд рублей, сэкономив 610 млн рублей (21%). Здесь также планируется создать пять опытных образцов и привлечь три организации.

Схожая динамика наблюдается в области «Технологии, методы и средства связи». К 2030 году по этому направлению будет разработано пять опытных образцов, а число вовлеченных организаций останется прежним — три.

Затраты на формирование объектов интеллектуальной собственности в сфере «Новые производственные технологии и материалы для беспилотных авиационных систем» снизились с 2,34 млрд рублей до 1,73 млрд рублей. Уменьшение достигло 610 млн рублей (26%). К 2030 году планируется создать пять экспериментальных образцов, а число участвующих организаций ограничится тремя. Схожая динамика наблюдается в направлении «Конструктивные решения, технологии и принципы перемещения БАС». Здесь будет разработано шесть опытных образцов, а в процесс будут вовлечены три организации.

Соревнования по технологическим аспектам БАС

Еще три инициативы касаются организации испытаний, технологических состязаний и конкурсов по отдельным заданиям в рамках упомянутых приоритетных областей. По направлению «Конструктивные решения, технологии и принципы перемещения БАС» расходы на конкурсы незначительно увеличились — с 1,33 млрд рублей до 1,4 млрд рублей. Ожидается, что к 2030 году в этих соревнованиях примут участие 24 организации. В то же время по направлению «Технологии машинного зрения для БАС» затраты на конкурсы сократились с 1,33 млрд рублей до 730 млн рублей (снижение на 600 млн рублей, или 42%), а число участников составит 16.

Как выбрать онлайн-доску для бизнеса и не ошибиться: 5 критериев, о которых часто забывают
Веб-сервисы

Расходы на проведение конкурсов в области «Технологии группового взаимодействия БПЛА, принятия решений и комплексных систем управления» остались неизменными — 660 млн рублей. Прогнозируется, что к 2030 году в этих состязаниях будут участвовать восемь организаций.

Деятельность МФТИ по созданию библиотек и программных модулей для отработки технологий БАС

Затраты на разработку библиотек и программных модулей в составе программно-аппаратного комплекса (ПАК) для тестирования программно-аппаратных изделий и технологий БАС уменьшились с 2,3 млрд рублей до 1,66 млрд рублей. Сокращение составило 640 млн рублей (27%). Речь идет о создании МФТИ (Московский физико-технический институт) программно-аппаратных комплексов, которые обеспечивают: формирование требований к изделиям и технологиям; комплексную отработку компонентов изделий, компьютерных моделей и технологий БАС; совместную отработку взаимодействия различных изделий и технологий БАС; планирование и сопровождение испытаний БАС.

Согласно плану, в 2024 году должна быть создана материально-техническая база ПАК для отработки программно-аппаратных изделий и технологий БАС, включая проведение первоначальных изолированных испытаний ПАК для тестовых сценариев применения беспилотных авиационных систем.

В период 2025-2026 годов планируется: подготовить методические рекомендации по внедрению разрабатываемых компонентов и технологий БАС; запустить пробную эксплуатацию ПАК с привлечением представителей организаций-создателей прототипов, демонстрационных моделей и технологий (как минимум 4 организации); сформировать процедуры для совместных и автономных тестирований интегрируемых компонентов и технологий; провести испытания не менее пяти программно-технических решений и технологий БАС.

На 2027-2030 годы запланировано оснащение ПАК оборудованием для моделирующих испытаний программно-технических решений и технологий БАС. Необходимо провести отладку и тестирование как минимум 42 программно-аппаратных решений и технологий БАС. С 2030 года ПАК должен перейти в стадию промышленной эксплуатации.

Координационная роль МФТИ в рамках федерального проекта

Другое направление деятельности включает организацию экспертно-аналитической поддержки при подготовке и согласовании технических заданий для исследований и разработок в рамках федпроекта, а также приёмке итогов исследований. Финансирование этой задачи сокращено с 660 млн рублей до 500 млн рублей. МФТИ предполагается выполнять: разработку предложений по параметрам и характеристикам создаваемых технологий в рамках проекта, составление технических заданий; формирование состава, нормативно-правовое и регламентное сопровождение работы коллегиального экспертного органа (включая мониторинг исполнения поручений и решений коллегиального органа); координацию взаимодействия между академическими институтами, научно-исследовательскими учреждениями, промышленными предприятиями и другими участниками проекта.

Павел Перов, «Корус Консалтинг»: Информационные управляющие платформы трансформируются в системы знаний

Цифровизация

В обязанности указанного коллегиального экспертного органа войдут утверждение технических заданий на исследования и разработки в рамках федпроекта, а также экспертная оценка научно-технических результатов НИОКР.

По итогам реализации федпроекта к 2030 году будет утверждено 117 комплектов технической документации для последующего проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным технологиям БАС. Также будет разработано 47 программно-аппаратных решений и технологий БАС, прошедших отработку на программно-аппаратном комплексе.

Автор: Игорь Королев

Получать новостную рассылку
Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории