Власти Соединенного Королевства совместно с национальным центром кибербезопасности рассматривают вариант удаленного отключения сотен электробусов китайского производства, курсирующих по британским дорогам. Инициатива проверки возникла после норвежского расследования, выявившего способность компании Yutong дистанционно блокировать или выводить из строя свою технику.
Согласно данным Financial Times, британское правительство в ноябре 2025 года анализирует перспективу удаленного обесточивания сотен китайских электробусов, эксплуатируемых по всей стране. Автоматизированные системы управления транспортом (АСУ) оптимизируют работу автопарков, применяя спутниковое позиционирование для мониторинга передвижения, совершенствования маршрутов и укрепления безопасности.
По сведениям информированных источников в правительственных кругах Великобритании, толчком к проверке послужили результаты норвежского расследования, подтвердившего возможность компании Yutong осуществлять удаленную остановку или блокировку автобусов. На 10 ноября 2025 года в королевстве задействовано порядка 700 единиц транспорта данного производителя, преимущественно в Ноттингеме, Южном Уэльсе и Глазго.
Министерство транспорта Великобритании официально подтвердило проведение экспертизы во взаимодействии с Национальным центром кибербезопасности. Представители Yutong со своей стороны заявили, что применяют удаленный доступ исключительно для сервисного обслуживания и улучшения функциональности транспортных средств.
Дания также инициировала схожую проверку вслед за норвежским расследованием. Транспортная компания Ruter из Норвегии провела тестирование, продемонстрировавшее наличие у Yutong удаленного доступа к IT-инфраструктуре АСУ, включая управление батареями и энергоснабжением, что потенциально позволяет производителю дистанционно парализовать работу транспорта.
Yutong Group представляет собой промышленный холдинг, сфокусированный на выпуске автобусов, спецтехники, автокомплектующих и запчастей. Головной офис корпорации расположен в китайском городе Чжэнчжоу, административном центре провинции Хэнань.
Производственная площадка Yutong Bus занимает 1,12 млн кв. метров на территории промышленного парка Чжэнчжоу и является флагманским предприятием концерна. Суточный производственный потенциал составляет 285 автобусов. К 2003 году мощности завода позволили выпустить 15 тысяч единиц техники, что соответствовало 20% объема внутреннего рынка Китая. К 2004 году эта доля возросла до 25%. В июле 2011 года стартовало строительство производства электробусов и гибридных моделей проектной мощностью 10 тысяч единиц ежегодно, а уже в 2012 году комплекс начал функционировать с общей производительностью 80 тысяч автобусов в год.
Завод располагает современными технологическими линиями для производства автобусов среднего и крупного класса. С 1997 года компания является публичной и её акции обращаются на Шанхайской фондовой бирже. Вся выпускаемая продукция имеет международные сертификаты DQS и ISO/TS16949:2002.
Китайский автопроизводитель Zeekr уже применял практику отключения электромобилей в России, ввезённых по неофициальным каналам, о чём CNews сообщал ещё в 2024 году. Ещё в марте 2024 года представители компании заявляли о намерении противодействовать нелегальному экспорту машин в Россию. Руководство приняло решение блокировать транспортные средства, изначально предназначенные для китайского рынка, но оказавшиеся в других государствах (России, Беларуси, Казахстане, Грузии, Армении, Украине, Литве, Эстонии, Нидерландах, Германии, Польше, Португалии, Венгрии, Италии).
В Zeekr предупредили, что ограничения затронут электрокары, произведённые после 15 июля 2024 года. При обнаружении таких автомобилей вне зоны обслуживания по договору или при использовании в них SIM-карт, не одобренных производителем, интеллектуальная система машины выдаст предупреждение и потребует возврата транспортного средства на территорию Китая.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в 2024 году обращал внимание на недовольство китайских производителей экспортом автомобилей с местной спецификацией за границу, прогнозируя, что аналогичную политику вскоре могут перенять и другие китайские бренды. Однако такая стратегия может ограничить возможности российских потребителей по приобретению некоторых марок, ориентированных на иные рынки. К примеру, электромобильный бренд Zeekr, не имеющий официального представительства в России, готов блокировать машины, проданные в Китае, но обнаруженные за его пределами. Шапарин подчеркнул, что даже официальный дилер в Казахстане не сможет оказать помощь владельцам таких автомобилей.