Согласно данным последнего отчёта компании Ember, 2025 год может стать переломным моментом, когда солнечные и ветровые электростанции впервые полностью покроют возросшие мировые потребности в электричестве и даже обеспечат его избыток. Эксперты, проанализировав энергетические показатели за три квартала, констатируют значительное ускорение перехода на возобновляемые источники энергии в глобальном масштабе.
Источник изображения: ИИ-генерация Grok 4/3DNews
Стремительное наращивание мощностей зелёной энергетики также указывает на то, что в текущем году добыча ископаемого топлива перестанет расти и впервые стабилизируется вне чрезвычайных обстоятельств, подобных пандемии COVID-19 или финансовому кризису. Однако, как альтернативные исследования, общий объём сжигания углеводородов для всех видов потребления продолжает увеличиваться, поэтому говорить о полной победе возобновляемой энергетики пока рано.
Специалисты Ember сообщают, что за девять месяцев 2025 года мировое производство солнечной энергии достигло 498 ТВт·ч, что на 31% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и превысило суммарные показатели всего 2024 года. Ветровая энергетика прибавила 137 ТВт·ч (+7,6%). Совместно эти источники дали 635 ТВт·ч чистой энергии, что превзошло прирост мирового энергопотребления (+603 ТВт·ч, или +2,7%).
Благодаря этим достижениям, доля солнца и ветра в общемировой электрогенерации за три квартала увеличилась с 15,2% до 17,6%. Совокупная генерация от всех возобновляемых источников — включая ГЭС, биоэнергетику и геотермальные станции — достигла 43%, тогда как использование ископаемого топлива сократилось с 58,7% до 57,1%.
Впервые в 2025 году возобновляемые источники превзошли угольную генерацию по объёмам выработки, а производство энергии из ископаемого топлива в целом остановило рост. К концу третьего квартала этот показатель снизился на 0,1% (–17 ТВт·ч). Аналитики Ember прогнозируют, что до конца года генерация на ископаемом топливе не увеличится, поскольку чистая энергия развивается быстрее растущего спроса.
Значительную роль в наблюдаемой трансформации энергетического сектора сыграли Китай и Индия. В Китае производство электроэнергии на основе ископаемого топлива уменьшилось на 52 ТВт·ч (-1,1%), поскольку структурные преобразования в энергосистеме позволили покрыть растущие потребности исключительно за счёт возобновляемых источников. В Индии генерация на ископаемом топливе снизилась на 34 ТВт·ч (-3,3%) благодаря беспрецедентному развитию солнечной и ветровой энергетики, а также более умеренным погодным условиям в текущем году.
Очевидно, что ключевым драйвером в производстве электроэнергии выступает солнечная энергетика. На сегодняшний день она представляет собой важнейший фактор преобразований в глобальном энергетическом комплексе, демонстрируя в первые три квартала года темпы роста, более чем втрое превышающие показатели любых других источников энергии.
Потребление электроэнергии за первые три квартала 2025 года увеличилось на 2,7%, что значительно скромнее резкого подъёма на 4,9%, зафиксированного в прошлом году, когда аномальная жара спровоцировала всплеск спроса на системы охлаждения в Китае, Индии и США. Благодаря более мягким погодным условиям этого года нагрузка на энергосистемы снизилась, что позволило экологически чистой энергетике сократить своё отставание.