| Жанр | Платформер |
| Издатель | Bandai Namco Entertainment |
| Разработчик | Supermassive Games |
| Минимальные требования | Процессор Intel Core i5-6500 3,6 ГГц / AMD Ryzen 3 1200 3,1 ГГц, оперативная память 8 ГБ, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и объёмом памяти 6-8 ГБ, например NVIDIA GeForce GTX 1060 / AMD Radeon RX 580, 13 ГБ свободного места на диске |
| Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-8400 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, оперативная память 12 ГБ, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и памятью 8-16 ГБ, например NVIDIA GeForce RTX 2080 / AMD Radeon RX 6800 |
| Дата выхода | 10 октября 2025 года |
| Возрастной ценз | 16+ |
| Локализация | Текст |
| Платформы | PC, PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One, Nintendo Switch |
| Официальный сайт | |
Тестирование проводилось на XboxSeriesS
Мало кто предполагал, что проект Little Nightmares от Tarsier Studios превратится в столь громкий успех. Первой игре потребовался год с лишним, чтобы достичь отметки в миллион проданных экземпляров, однако после этого — отчасти благодаря выходу продолжения — франшиза набрала обороты, и к июню 2025 года совокупные продажи двух частей достигли 20 миллионов. Столь впечатляющие цифры не позволили издательству Bandai Namco отказаться от этой прибыльной серии, даже несмотря на уход Tarsier (поглощённой Embracer в 2019 году). Пока оригинальная команда работает над своим новым проектом Reanimal, разработку Little Nightmares III доверили Supermassive Games — студии, известной своими интерактивными хоррорами вроде The Dark Pictures и Until Dawn. Создаётся впечатление, что разработчики не до конца осознавали, каким должен быть третий эпизод Little Nightmares, и испытывали сложности с пониманием ожиданий издателя.
⇡#Третий лишний
Создавать очередную часть франшизы, не будучи связанным с её предшественниками, — задача непростая, ведь неизвестно, как поклонники воспримут вторжение чужаков в полюбившуюся историю. Именно поэтому Little Nightmares III позиционируется не как прямое продолжение, а как «новое повествование в мире Little Nightmares», по словам авторов. Так, Шестая — ключевой персонаж первых двух игр — уступила место новым протагонистам: Малому и Одной, которых представляют как неразлучных друзей. Хотя эти герои милы, они кажутся чужеродными элементами в этой вселенной — их роль сводится к бегству от чудовищ по горизонтали экрана.
Персонажам можно менять костюмы, большинство которых дают за предзаказ или покупку дорогого издания
Сюжетная составляющая изобилует недочётами, и сложно выделить наиболее существенный. Прежде всего, игра ощутимо короче предыдущих — на прохождение уйдёт около четырёх часов, а при минимальных смертях и вовсе три. Во-вторых, разделение на четыре эпизода не спасает ситуацию: начальные главы производят впечатление монотонных, сливаясь в единый поток, несмотря на смену локаций и противников. Атмосфера лишена характерной для серии выразительности, оставаясь просто унылой и однообразной. При этом цена в $40 выглядит завышенной, особенно с учётом платных дополнительных глав за $15 — контента, который логично было бы включить в основную версию.
В-третьих, разработчики не рискнули внести что-то принципиально новое. Большинство эпизодов напоминают кальку с работ Tarsier: аналогичные игровые механики, повторяющиеся анимации, да и отдельные сюжетные ходы вызывают ощущение дежавю — например, третья глава откровенно перекликается с мотивами обжорства из оригинальной игры. В итоге получился продукт, для знакомства с которым не требуется знание предыдущих частей, но в этом же кроется его слабость — пропуск этой игры не оставит бреши в восприятии серии, настолько она выглядит сторонним дополнением.
По сравнению с предыдущими частями, третья глава демонстрирует заметно более увлекательный геймплей и сюжет
Ключевым (и фактически единственным) значимым изменением стало внедрение совместного режима. Тем не менее, даже эта новинка сопровождается неожиданно большим числом недоработок — от нелогичных запретов до особенностей игровой механики в сольном прохождении. Особенно поражает отсутствие локального кооператива — разработчики не реализовали его изначально и не собираются этого делать. По их словам, совместная игра на одном экране могла бы нарушить immersiveness, что звучит как надуманное и несерьёзное объяснение — локальный режим идеально подошёл бы такому платформеру даже больше, чем онлайн-формат. Хорошо хотя бы, что в сетевом коопе можно бесплатно позвать друга и пройти всю игру вместе, по аналогии с проектами Юсефа Фареса.
⇡#Один, но не совсем
При одиночном прохождении вы столкнётесь с иными проблемами. Малой и Одна — практически идентичные герои, способные бегать, прыгать и карабкаться по поверхностям. Разница заключается в снаряжении — один обладает разводным ключом для разрушения слабых преград и схваток с врагами, тогда как второй вооружён луком для поражения верёвок и механических целей. Выбор персонажа необходимо сделать перед стартом кампании, и в дальнейшем его нельзя скорректировать. Переключаться между героями тоже невозможно — место второго персонажа занимает компьютерный помощник.
Система боёв предельно лаконична — лучник обездвиживает противника, а напарник добивает его ключом
Искусственный интеллект справляется со своими функциями безупречно, что иногда оборачивается недостатком. Алгоритм точнее игрока определяет последовательность действий в головоломках и оптимальные маршруты, часто опережая пользователя. Наиболее показательный случай — загадка с настенными переключателями в середине сюжета. Если вы играете за носителя ключа, стоит вам лишь понять логику пазла, как автоматический партнёр мгновенно поражает необходимые мишени. Скрываться от монстров тоже своеобразно — если вы замешкаетесь с переходом к следующей точке укрытия, когда чудовище отвлеклось, спутник непременно устремится вперёд без вас.
Подобное случается нечасто, и порой партнёр оказывает помощь — не всегда понятно, в каком направлении двигаться, чтобы избежать гибели. Однако в головоломках активность второго героя вызывает раздражение — пазлы и без того элементарны, а когда тебе даже не приходится напрягать мысли, возникает резонный вопрос: зачем вообще участвовать, если Little Nightmares III справляется сама?
Вероятно, именно из-за присутствия такого компаньона загадки упростили до минимума — реализовывать многоуровневые задачи с искусственным интеллектом было бы нелогично. Поэтому геймплей не только не впечатляет, но и навевает скуку — некоторые помещения кажутся лишними, ты просто перемещаешься от одной двери к следующей, ничего значимого не происходит, а редкие испытания решаются мгновенно. Трудности появляются лишь при перепрыгивании с одной площадки на другую — из-за угла обзора камеры не всегда понятно, преодолимо ли расстояние.
Многие объекты кажутся интерактивными, но на деле просто стоят для красоты
Из-за обилия недочётов раздражают даже малозаметные погрешности. К примеру, подход игры к обучению игровым механикам. Объяснять, что персонажи управляются джойстиком, а прыжок осуществляется нажатием кнопки X, излишне — это общепринятая норма, и всплывающие указания не требуются. Но уже в первые минуты сталкиваешься с тем, что герой после прыжка не цепляется за выступ, и приходится самостоятельно соображать, что для этого нужно удерживать R2. Причём иногда он всё-таки хватается автоматически, и непонятно, чем обусловлена разница. А позже попадаешь в эпизод, где требуется подозвать компаньона для помощи — и тут неожиданно появляется подсказка о нужной клавише. Казалось бы, пустяк, но на фоне прочих сложностей постоянно наталкиваешься на подобную непоследовательность в обучении и другие необъяснимые моменты.
***
Little Nightmares III производит впечатление проекта, созданного без энтузиазма — словно разработчики подходили к работе без интереса. Как будто они получили формальное поручение: сделайте третью часть франшизы, к которой вы не имеете отношения. Что ж, они выполнили задание — получилась короткая, невыразительная платформерная история, уступающая предыдущим двум играм и больше похожая на побочный продукт, который должен стоить значительно дешевле и носить иное название. Судя по откликам игроков, на этом серия может легко завершиться — особенно если Reanimal, над которой работают создатели оригинальных Little Nightmares, окажется удачной и положит начало новому франчайзу. Возможно, это и правильно — иногда важно знать, когда пора поставить точку.
Достоинства:
- мрачные окружения и пугающие существа, продолжающие традиции предыдущих выпусков франшизы;
- реализован сетевой кооперативный режим, позволяющий бесплатно подключить друга…
Слабые стороны:
- …и отсутствие локального кооператива, который был бы здесь более уместен;
- крайне мало свежих концепций как в игровом процессе, так и в повествовании;
- при одиночном прохождении компьютерный партнёр чрезмерно активен в решении редких головоломок, лишая игрока ощущения первооткрывателя;
- непродолжительная основная кампания, а дополнительные сюжетные эпизоды размещены в платном загружаемом контенте.
|
Визуальное оформление |
Хотя ничто не производит столь же сильного впечатления, как отдельные локации из ранних игр цикла, третья часть демонстрирует приятный и одновременно жутковатый визуал — именно такой, каким и должен быть. |
|
Аудиоряд |
Атмосферное музыкальное сопровождение, благодаря которому даже рутинные эпизоды воспринимаются более значимыми. |
|
Одиночный режим |
Как и в первых двух частях серии, здесь доступно прохождение в соло-режиме. Однако гипертрофированная активность ИИ-компаньона создаёт впечатление, что триквел изначально проектировался преимущественно как кооперативное приключение. |
|
Примерная продолжительность |
Около 4 часов или даже меньше. |
|
Совместный режим |
Локальный кооператив для игры на одном экране почему-то недоступен, зато присутствует онлайн-режим, не требующий отдельной копии проекта. Важно учитывать раздельность прогресса в кооперативном и одиночном прохождении — если партнёр потеряет интерес к платформеру, продолжение придётся начинать с нуля. |
|
Итоговое впечатление |
Миловидный, но лишённый оригинальности платформер со спорными дизайнерскими решениями, созданный словно по принуждению. Что, учитывая контекст разработки, может соответствовать действительности. |
Итоговая оценка: 5,0/10
Подробнее о системе оценивания
Видеоматериалы:
изображения (14)