Новости Software

Of Ash and Steel: Готика нулевых ожила в новой моде

Жанр Ролевая игра
Издатель tinyBuild
Разработчик Fire & Frost
Минимальные требования

Процессор Intel Core i5-10600 3,3 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 16 Гбайт оперативной памяти, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 Гбайт видеопамяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 5700 XT, 45 Гбайт свободного места, Windows 10 / 11

Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-10700 2,9 ГГц / AMD Ryzen 5 5600X 3,7 ГГц, 16 Гбайт оперативной памяти, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 8 Гбайт видеопамяти, например NVIDIA GeForce RTX 2080 / AMD Radeon RX 6700
Дата выхода 24 ноября 2025 года
Возрастной рейтинг Не установлен
Локализация Озвучка и субтитры
Платформы PC
Официальный сайт

Культурные веяния движутся по кругу: игроки уже заново открывали для себя пиксельные платформеры, снова проникались любовью к хоррорам в стилистике PlayStation 1, а теперь всё чаще испытывают ностальгию по RPG начала 2000-х — таким как Gothic, «Корсары», первая часть «Ведьмака» или Morrowind. Эти игры предлагали весьма своеобразный, но невероятно глубокий и запоминающийся опыт — здесь не было навязчивого руководства, требовалось самостоятельно исследовать мир, пробовать разные подходы, приспосабливаться и даже обращать многочисленные технические недочёты себе на пользу. И лишь преодолев все трудности, можно было в полной мере оценить, сколь сложным и эмоционально насыщенным оказалось это путешествие.

Игра Of Ash and Steel создана, чтобы удовлетворить именно эту потребность. С первых же минут она задаёт атмосферу своего времени: релиз в Steam отложили на несколько часов (хотя позже появилась информация, что проект уже доступен), в меню быстро становится ясно, что нормальной работы с геймпадом ждать не стоит, во вступительном ролике нет звука — какие бы настройки ни выставлялись, создания персонажа не предусмотрено, шарнирные анимации лиц способны озадачить, а игровые механики могут отпугнуть неподготовленных игроков. Ориентироваться в мире приходится без каких-либо указателей и даже без карты (к счастью, лишь в начале), не говоря уже о неудобной системе боя! Однако уже спустя час-другой погружения всё это отходит на второй план, поскольку вы полностью растворяетесь в захватывающем повествовании. Хотя архаичный геймдизайн и технические огрехи никуда не исчезают…

 Технически картинка, может, и не передовая, но проработка окружения приятная

Технически картинка, может, и не передовая, но проработка окружения приятная

#Надо просто потерпеть

Как и положено, под нашим контролем оказывается не искусный боец или опытный воин, а обычный картограф по имени Тристан. К счастью, он хотя бы знает, с какой стороны держать меч. Главному герою предстоит рискованное путешествие на остров Грейшафт, где его команда должна выполнить особое поручение. Однако, не успев даже бросить якорь, группа сталкивается с чередой неудач: корабль тонет, на берегу готовится засада, и выжить в кровавой бойне удаётся лишь Тристану. Да и тому почти сразу не везёт — он натыкается на шайку мародёров, которые обирают несчастного до нитки, включая важное послание для Ордена. А ведь доставка этого письма была одной из главных целей экспедиции.

Приходит в себя наш герой в заброшенной лесной хижине, с которой и начинается его полное событий путешествие. Впрочем, завершиться оно может уже через несколько минут, ведь даже жалкий волк способен разорвать Тристана в клочья. Опасности в здешних лесах подстерегают на каждом шагу: нежить, бандиты, гигантские насекомые и огромные грызуны — практически всё живое (и не совсем) жаждет отправить героя на тот свет. Пожалуй, концентрация врагов на квадратный метр даже избыточна, что порой смотрится довольно нелепо.

 Если эта ситуация не кажется вам достаточно жуткой, то знайте: я не сохранялась уже минут десять...

Если вам всё ещё не страшно, представьте: моё последнее сохранение было сделано десять минут назад...

К тому же, справиться с любой из этих угроз будет чрезвычайно сложно. Отчасти из-за того, что боевая механика Of Ash and Steel технически несовершенна, отчасти потому, что наш герой плохо подготовлен к испытаниям Грейшафта. Тристан выбивается из сил после нескольких атак или манёвров, с трудом попадает по цели, и даже удачные удары наносят ничтожный урон. К счастью, от большинства проблем можно просто убежать. Или применить проверенную тактику, натравливая одних врагов на других — например, лесных тварей на местных разбойников. Опыта за это дадут немного, зато потом можно будет без помех обшарить трупы в поисках полезных вещей.

Так, вам может повезти найти более качественный клинок, с которым вы, пусть и не превратитесь в грозу всего острова (а боевая система не станет от этого идеальной), но хотя бы сможете на равных противостоять большинству противников на текущем этапе игры. Да и собрать с поверженных врагов расходные материалы никогда не помешает. Ведь Тристан подвержен голоду, утомлению, жажде, а его иммунитет также требует поддержки. Если запустить любой из этих параметров — боевая эффективность снизится, запас сил уменьшится, а последствия могут оказаться и вовсе плачевными.

 Если с разбега наступить в лужу или зацепиться за корягу, Тристан рухнет, а потом будет очень медленно и болезненно вставать. И только с опытом (и особым перком) он наконец сможет легко преодолевать этих суровых противников

Стоит на полном ходу угодить в лужу или споткнуться о корень — Тристан тяжело падает, а поднимается мучительно медленно. Лишь со временем (и благодаря особому навыку) он научится с лёгкостью преодолевать подобные суровые препятствия

Однако недостаточно просто раздобыть сырое мясо или выловить рыбу — пищу ещё необходимо приготовить. А если вам захочется чего-то утончённее, чем обугленный кусок на костре, придётся освоить кулинарное искусство. То же самое относится, например, к кузнечному ремеслу или созданию предметов — без соответствующих знаний даже приближаться к рабочим станкам бессмысленно. Причём ценные умения можно приобретать лишь за очки, получаемые при повышении уровня, и только у конкретных наставников. Сами же навыки откроются для изучения лишь при наличии достаточного количества очков, вложенных в нужную характеристику. Но если вы увлечётесь развитием чего-то одного, то рано или поздно окажетесь в ситуации, когда не сможете надеть новое мощное оружие или доспехи либо выучить ключевое боевое умение. Приходится держать в уме массу деталей и строить план развития персонажа как минимум на несколько уровней вперёд.

Звучит пугающе сложно, и на практике так оно и есть: обилие механик, особенностей, взаимосвязей, а также расположение учителей и торговцев перегружают восприятие. Однако стоит лишь начать распутывать этот клубок олдскульной сложности, как Of Ash and Steel неожиданно раскрывается с новой стороны. Постепенно, шаг за шагом, вы начинаете чувствовать игру: приходит осознание, где можно схитрить или использовать игровую особенность в свою пользу, а в какой-то момент вы и вовсе перестанете искать очевидные решения, ведь находить самый нестандартный выход из затруднительного положения куда увлекательнее… даже понимая, что это может кардинально нарушить ход прохождения!

 Тут и там вас ждут очевидные и не очень отсылки к Gothic

Тут и там вас ждут очевидные и не очень отсылки к Gothic

#Тристан и тайна обгаженных портков

Игровой мир — пожалуй, главное, что удерживает изумлённого игрока, увидевшего всё великолепие RPG старой школы, от поспешного бегства из Of Ash and Steel. И насколько же эта составляющая проекта прекрасна! Игра не вываливает на вас всё мироустройство этой вселенной разом, а позволяет самостоятельно увидеть, прочувствовать и осмыслить его, став частью событий — как масштабных, так и не очень.

К примеру, окунуться в придворные интриги и распри знати, присоединившись к Ордену Семи. С этим братством вы познаете все суровые испытания и обязанности пути рыцаря. Однако если принципы и мировоззрение военного ордена вам не близки, всегда есть вариант пополнить ряды Вольных охотников, которые откровенно недолюбливают рыцарей Грейшафта. А можно и вовсе временно отстраниться от основной сюжетной линии, занявшись более приятными для себя делами.

 Перед битвой на арене можно выбрать дополнительные условия, которые в случае победы принесут больше золота и опыта

Перед схваткой на арене доступен выбор особых правил, выполнение которых повысит награду в виде золота и опыта в случае успеха

Например, можно завоевать титул чемпиона местной арены, где вам предстоит встреча с самыми разнообразными бойцами Грейшафта. Это отличный способ глубже освоить боевую механику, а заодно пополнить кошелёк и получить опыт. Если не хочется лишний раз ввязываться в серьёзные сражения — не проблема, испытайте себя в ранте, кулачном поединке, который представляет собой тактическую мини-игру, где ключ к победе — предугадывание действий противника и точные удары в уязвимые точки.

И, разумеется, вас ожидает множество побочных заданий — каждое интереснее предыдущего. Например, можно расследовать, кто подбросил испачканные штаны в огород Нереста, нашего спасителя из вступительной части игры. Ответ окажется неожиданным и забавным. Или помочь мужчине на дороге вернуть четыре колеса от его телеги, что превратится в долгое и запутанное путешествие по округе, в ходе которого придётся и сразиться, и преодолеть препятствия, и даже вести переговоры. Жаль, что последнее колесо для задания нельзя, скажем, просто украсть. Сомнительные авантюры предлагает и Шейд — этот пройдоха раздобыл ключ от одного многообещающего сундука и ищет сообщника. Жителям Грейшафта требуется помощь и в более деликатных вопросах — трактирщик Тибор переживает, что давно не видел Берту из рыбацкой деревушки, и просит нас навестить девушку, чтобы убедиться, что с ней всё в порядке…

 У каждого бойца ранты есть свои особенности: кто-то предпочитает бить в голову, а кто-то чаще блокирует торс. Подметив эти нюансы, вы без проблем одолеете практически любого громилу

Каждый участник ранты обладает уникальной манерой боя: один чаще атакует голову, другой в основном прикрывает корпус. Уловив эти закономерности, вы сможете одержать верх практически над любым противником

Практически в каждом задании вас ждут увлекательные предыстории, колоритные герои, а многие миссии предлагают несколько вариантов развития, открывая альтернативные способы достижения результата. Возьмём, к примеру, классическую ситуацию проникновения в город, прямо как в Gothic, которую можно выполнить целыми четырьмя методами (и это лишь те, что удалось обнаружить). Скажем, просто заплатить стражникам у ворот; или нагрубить им, спровоцировав нападение, и проскочить мимо; либо пробить в стене потайной лаз, если хватит сил; или же выбрать самый нестандартный, но действенный способ — проявить чудеса ловкости и, карабкаясь по камням у стены, добраться до точки, откуда вас мгновенно переместит внутрь. Правда, в последнем случае задание почему-то не зачтётся, зато как приятно осознавать собственную изобретательность.

Однако, хотя Of Ash and Steel и разрешает подобные вольности, иногда моё стремление опробовать все возможные альтернативные подходы приводило к поломке игрового процесса. Не засчиталось побочное задание — досадно, но не катастрофа. Но когда нарушается основная сюжетная линия, тут уже ничего не исправишь. Остаётся либо искать решение в сообществах Steam, либо откатываться к более раннему сохранению в надежде, что там ещё всё в порядке, либо продолжать существовать в проклятом мире, который вы сами и создали. Со мной, как вы уже догадались, случилось именно так: ключевой персонаж просто перестал давать дальнейшие указания и вёл себя довольно странно. Сверившись с информацией по квесту в сообществе, я поняла, что у меня серьёзные проблемы…

 Когда ключевой персонаж не хочет говорить с Тристаном, то это либо баг и «софтлок», либо у человека по горло важных дел — не до нас…

Если важный герой отказывается разговаривать с Тристаном, это либо ошибка и «софтлок», либо у него и без нас полно срочных дел…

Довольно нелогично, что в проекте, поощряющем неординарные решения и поиск обходных путей, так просто нарушить последовательность заданий. И, конечно, вряд ли потеря одного-двух, а то и десяти-двадцати часов игрового времени положительно скажется на общем впечатлении и опыте. В конце концов, геймдизайнеры ролевых игр уже давно научились продумывать ситуации, где альтернативные пути учитываются системой и позволяют проходить игру по-разному, не нарушая целостности сюжета и механик. Но Of Ash and Steel верна духу эпохи до конца, даже в тех моментах, где этого следовало бы избегать.

***

Несмотря на множество технических недочётов, запутанный геймплей и неудобную систему боя, Of Ash and Steel не вызывает сильного раздражения — всё благодаря запоминающимся героям, сюжетным линиям, вселенной и той подлинной страсти, которую создатели, несомненно, вложили в свой проект. И, разумеется, если вы обожаете ролевые игры в духе «Готики», то будете в полном восхищении. Однако если это не так, проект от Fire & Frost может показаться излишне требовательным к вашему времени и душевным силам, без которых не удастся раскрыть всю его сокровенную прелесть.

Сильные стороны:

  • колоритные герои, занимательные задания и захватывающая главная сюжетная линия;
  • продуманная ролевая механика;
  • атмосфера хардкорных ролевых игр начала 2000-х со всеми их преимуществами…

Слабые стороны:

  • …и явными недостатками, способными серьёзно подпортить общее впечатление;
  • неотёсанная боевая система — возможно, это осознанное решение, но явно не самое удачное;
  • для игры, поощряющей импровизацию, Of Ash and Steel слишком часто даёт сбой именно из-за неё.

Визуальная часть

Несмотря на относительно современные текстуры и отдельные эффекты, общий визуальный стиль, включая анимацию и мимику, целиком отсылает к игровой эпохе нулевых. Зато проработка окружения на высоте — города и деревни, леса, заливы и подземелья наполнены мелкими деталями и любопытными визуальными находками.

Аудиоряд

Звуковое оформление также воспринимается как дань уважения ролевым играм старой школы, включая неуместные по ситуации реплики второстепенных персонажей или резкие перепады громкости. Но в целом Of Ash and Steel звучит приятно и ностальгично.

Погружение в прошлое обеспечивает и колоритная русская озвучка, выполненная в той самой слегка гиперболизированной манере, за которую игроки так ценят Gothic и другие проекты того времени.

То же самое можно сказать и о музыкальном сопровождении, каждая нота которого пробуждает явную тоску по «ролевкам» двадцатилетней давности.

Одиночный режим

Исключительно требовательная к вашему времени и вниманию ролевая игра с интересным миром, увлекательным сюжетом и приятными персонажами.

Примерное время прохождения

Около сорока часов на завершение основной истории и большинства дополнительных заданий, и даже больше, если вы будете выполнять все поручения и использовать любую возможность задержаться в этом мире подольше.

Совместная игра

Не поддерживается.

Общее восприятие

Специализированный RPG-проект для искушённых игроков, который может похвастаться детально продуманными механиками, вселенной, сюжетом и героями, но при этом изобилует устаревшими техническими и игровыми решениями. Последнее, при всём почтении к классике, сегодня порождает противоречивые эмоции.

Итоговая оценка: 7,0/10

Подробнее о критериях оценивания

Видео:

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории