| Категория | Экшен-стрелялка |
| Издающая компания | 3D Realms |
| Создатель | Jasozz Games |
| Минимальные характеристики | Процессор Intel Core i3-4150 3,5 ГГц / AMD FX 6350 3,9 ГГц, оперативная память 6 ГБ, графический адаптер с DirectX 11 и 3 ГБ памяти, такой как NVIDIA GeForce GT 740 / AMD Radeon R7 240, свободное место 3 ГБ, учётная запись Steam |
| Оптимальные характеристики | Процессор Intel Core i5-9600 3,1 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, оперативная память 8 ГБ, видеокарта с DirectX 12 и 4 ГБ памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 580 |
| Публикация | 13 октября 2022 года (глава первая), 18 сентября 2025 года (глава вторая) |
| Возрастное ограничение | 17+ |
| Перевод | Не предусмотрен |
| Доступные платформы | Компьютеры |
| Сайт разработчика | |
Cultic — яркий пример проекта, полностью созданного единственным разработчиком. Джейсон Смит лично разработал концепцию, определил визуальное направление, программировал и даже написал музыкальное сопровождение. Это делает ещё более впечатляющим данный мрачный шутер, перекликающийся с Blood и другими играми на движке Build конца 90-х. Указание "Глава первая" предполагало возможное продолжение, и спустя три года Джейсон представил поклонникам вторую часть. Хотя остаётся вопрос — действительно ли это обрадовало фанатов?
Спокойствие на улицах продлится недолго
⇡#Сыщик из загробного мира
В начальном разделе рассказывается о сыщике, который начинает преследовать таинственную секту после серии исчезновений в провинциальной местности. Однако сразу после прибытия на место событий главного персонажа убивают, и на этом неприятности лишь обостряются. Хотя Cultic не может похвастаться закрученным повествованием, её уровни продуманы и последовательно соединены. Мы продвигались от покинутых деревень через подземные выработки к старинным руинам, чтобы сразиться с потусторонним злом. Окружающая обстановка и разбросанные записки придавали событиям смысл — этого хватало, чтобы сохранять впечатление целостного путешествия.
Ключевой повод познакомиться с Cultic — это увлекательный, полный напряжения игровой процесс. В отличие от многих классических шутеров, здесь основной акцент сделан на тактических перестрелках. Если встать во весь рост посреди схватки, даже имея полное здоровье и полный комплект брони, герой продержится от силы пару секунд. Приходится перемещаться между укрытиями, попутно совершая точные выстрелы в голову и отбиваясь от самых наглых врагов залпами из двуствольного ружья. Каждый выстрел ощущается весомо, чему способствуют обильные кровавые эффекты, мощная отдача и редкие замедления времени, когда меткое попадание разносит вражеский череп, словно спелую тыкву.
Отлично проработаны и игровые локации. Здесь есть как открытые зоны, где к вражескому лагерю можно подобраться с разных направлений, так и разнообразные коридоры и арены. Лишь визуальное оформление явно на любителя. Вся окружающая среда создана в полноценном 3D, но многие детали интерьера сделаны вокселями, чтобы имитировать пиксельную графику. Противники же, в духе шутеров середины 90-х, представляют собой двумерные спрайты. Это не проблема сама по себе, но из-за бордово-коричневой цветовой гаммы пейзажи и сектанты порой сливаются в пёстрое месиво. Хотя иногда игра радует интересными визуальными композициями.
Куда же без бильярда
За три года после релиза Cultic Джейсон не только трудился над новыми уровнями, но и дорабатывал первую главу. В частности, он поработал над контрастом и цветовой палитрой, предложив в итоге целых пять вариантов. Стало заметно лучше. Он также выпустил бонусный эпизод-интерлюдию с новым протагонистом и несколькими новыми видами вооружения. События разворачиваются в здании полицейского участка, где большинству сотрудников промыли мозги культисты. Уровень получился насыщенным — целое здание с несколькими этажами и множеством маршрутов и тайников, где можно потеряться почти на целый час. Казалось бы, вторая глава должна следовать классическим принципам: всё как раньше, только масштабнее и качественнее. Масштаб действительно увеличился. Но вот стало ли лучше? Вряд ли.
⇡#Фермерский кошмар
Начальный эпизод второй части Cultic сразу демонстрирует возросший размах событий. Теперь сыщик оказывается в городской черте, кишащей последователями секты. При этом улицы по-прежнему ведут к цели хоть и просторными, но линейными маршрутами. Дорогу блокируют многочисленные преграды, требующие либо обхода — через строительные площадки, по подземным коллекторам, — либо прямого преодоления с применением взрывчатки. Однако здесь уже проявляются первые признаки недоработок. К примеру, протяженные безлюдные улицы, где совершенно пусто. И эта пустота бросается в глаза.
Джейсон необъяснимо сделал акцент на просторные локации. Почти половина уровней представляет собой обширные территории, где необходимо отыскать несколько ключей или взрывных зарядов для продолжения пути. При этом подсказок практически нет. Приходится внимательно выискивать выделяющиеся объекты на общем фоне — с высокой вероятностью именно там спрятаны нужные предметы. Однако методично исследовать каждый уголок, когда хочется сосредоточиться на перестрелках, не вызывает особого энтузиазма.
Простите, зашел не в ту дверь
Даже в ряде закрытых пространств возникает ощущение неоправданной громадности. Зачем нужны эти протяженные пустые коридоры на бойне? Бесцельное перемещение по однотипным лабиринтам в течение нескольких минут не доставляет никакого удовольствия. Лишь в финальных эпизодах Cultic возвращается к удачной формуле. Перестрелки в железнодорожных вагонах сложно испортить по определению, а мрачный усадебный комплекс, отсылающий к Resident Evil, и подземное убежище компенсируют впечатления от второй главы продуманной картографией.
Хоррор-элементов в проекте, стоит отметить, стало заметно больше. Отдельные сцены по напряженности атмосферы представляют собой чистый survival horror. Без осветительных приборов ничего не разглядеть, а в темноте, за поворотами, постоянно слышатся леденящие душу звуки. Даже присутствует оммаж Silent Hill с альтернативной реальностью. И игровой баланс сместился в сторону выживания. Но смотрится это несколько противоречиво.
⇡#Мишени для свинца
Боевой темп в Cultic кардинально отличается от неторопливой динамики классических хорроров. Противников здесь множество, они стреляют метко и наносят ощутимый урон. На начальном этапе игра крайне скупо раздает боеприпасы, поэтому каждый выстрел требует точного прицеливания, в идеале — в голову. Советую активно использовать топор, чтобы не растрачивать патроны на мелких существ. Помимо общей нехватки ресурсов, во второй главе регулярно появляются бронированные солдаты, на уничтожение которых уходит практически весь с трудом собранный арсенал.
Пулемет — отличное средство даже против самых крепких врагов
В первую очередь улучшайте на рабочих столах урон оружия, а уже потом — скорострельность или размер обоймы. Также стоит определиться с предпочтительными видами вооружения и вкладывать детали именно в их модернизацию — полностью прокачать удастся от силы половину арсенала, да и то лишь при обнаружении большинства секретов. Учитывая постоянный дефицит патронов, их поиск зачастую становится необходимым условием для продвижения.
Игра требует взвешенного расхода ресурсов. Вместо того чтобы выпускать десяток дробинок в пулеметчика, эффективнее бросить одну бутылку с зажигательной смесью — огонь поражает даже самых защищенных противников. Закончились коктейли Молотова, а вас заблокировали в помещении с двумя громилами? Вероятно, стоит загрузить более раннее сохранение, если вы, конечно, его создавали. К счастью, разработчик прислушался к отзывам и слегка скорректировал баланс, что положительно сказалось на второй главе. Хотя лично мой игровой опыт это уже не изменит, и патч не сделал игру значительно проще. А это всего лишь третий уровень сложности из пяти доступных!
Некоторое облегчение приносит возможность подбирать щит — он позволяет держать оборону под шквальным огнем, одновременно ведя ответную стрельбу. Причем его можно как установить на земле, так и метнуть во врага, либо использовать для ближнего удара. Появилась также функция резкого уклонения в сторону. Правда, рывки ограничены тремя зарядами, которые постепенно восстанавливаются. Но и за это стоит быть благодарным.
Щит чертовски полезен, но обзор, конечно, сильно ухудшает
* * *
Cultic: Вторая глава — яркий пример того, что увеличение масштаба не гарантирует улучшения качества. Проект стал более размашистым, однако это не добавило ему глубины. Просторные зоны заставляют тратить время на монотонные перемещения и розыск спрятанных предметов, не предлагая значимого игрового наполнения. Увеличение числа живучих противников превратило перестрелки в затянутый процесс, истощающий боезапас и теряющий динамику. Требуется корректировка баланса, Джейсон.
Сильные стороны:
- энергичные боестолкновения и тщательно проработанное вооружение;
- выразительная эстетика для ценителей шутеров эпохи девяностых;
- продуманное построение уровней в начальной главе.
Слабые стороны:
- вторая часть попыталась нарастить объем, но в итоге ухудшила большинство ключевых элементов.
|
Визуальное оформление |
Комбинация воксельной трёхмерной графики и спрайтовых противников в духе Blood или Duke Nukem 3D. У Cultic несомненно присутствует индивидуальность, хоть её стилистика понравится не всем. |
|
Аудиоряд |
Наиболее выразительно звучит стрелковое оружие — каждая пушка обладает узнаваемым характером. Музыкальное сопровождение выполняет роль функционального фона для боевых эпизодов. |
|
Одиночный режим |
Классический шутер с упором на тактическую стрельбу и манёврам между укрытиями. |
|
Примерная продолжительность |
Около пяти часов на основную кампанию и примерно восемь — на дополнение |
|
Совместный режим |
Отсутствует. |
|
Итоговое впечатление |
Бодрое путешествие в прошлое и достойный последователь традиций Blood с рядом любопытных находок. Стартует уверенно, но вторая глава, к сожалению, не оправдала ожиданий. |
Итоговая оценка: 7,0/10
Видеоматериалы:
изображения (23)