Игры

Cultic: Обзор кровавой жатвы в стиле ретро-шутера

Категория Экшен-стрелялка
Издающая компания 3D Realms
Создатель Jasozz Games
Минимальные характеристики ЦП Intel Core i3-4150 3,5 ГГц / AMD FX 6350 3,9 ГГц, 6 ГБ ОЗУ, графический адаптер с DirectX 11 и 3 ГБ видеопамяти (NVIDIA GeForce GT 740 / AMD Radeon R7 240), 3 ГБ свободного места, аккаунт Steam
Оптимальные характеристики ЦП Intel Core i5-9600 3,1 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, графический адаптер с DirectX 12 и 4 ГБ видеопамяти (NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 580)
Период релиза 13 октября 2022 года (глава первая), 18 сентября 2025 года (глава вторая)
Возрастное ограничение 17+
Перевод Не предусмотрен
Доступные платформы Компьютеры
Сайт разработчика

Cultic — яркий образец проекта, полностью созданного единственным разработчиком. Джейсон Смит (Jason Smith) лично разработал концепцию, определил визуальное направление, занимался программированием и даже написал саундтрек. Именно поэтому этот мрачный шутер, перекликающийся с Blood и другими играми на движке Build конца 90-х, производит столь сильное впечатление. Наличие подзаголовка Chapter One намекало на возможное продолжение, и спустя три года Джейсон представил поклонникам оригинала вторую главу. Однако стал ли этот релиз действительно долгожданным событием?

 Спокойствие на улицах продлится недолго

Спокойствие на улицах продлится недолго

#Сыщик из потустороннего мира

В начальном разделе рассказывается о сыщике, который начинает преследовать таинственную секту после серии исчезновений в провинциальной местности. Однако сразу после прибытия на место событий главного героя убивают, и на этом неприятности лишь обретают новый виток. Хотя Cultic не может похвастаться закрученным повествованием, её уровни продуманы и связаны между собой. Мы продвигались от покинутых деревень через подземные выработки к старинным руинам, чтобы сразиться с потусторонним злом. Окружающая обстановка и разбросанные записки придавали событиям смысл — и этого было достаточно, чтобы сохранять впечатление целостного путешествия.

Ключевой повод познакомиться с Cultic — это увлекательный, полный напряжения игровой процесс. В отличие от множества ретро-шутеров, здесь основной акцент сделан на тактических перестрелках. Если встать во весь рост посреди схватки, даже имея полное здоровье и будучи облачённым в броню с головы до ног, персонаж продержится от силы несколько секунд. Приходится перемещаться между укрытиями, попутно совершая точные выстрелы в голову и отбиваясь от наиболее агрессивных врагов залпами из двуствольного ружья. Каждый выстрел ощущается весомо, чему способствуют обильные кровавые эффекты, мощная отдача и редкие моменты замедления времени, когда меткое попадание разносит вражеский череп, словно спелую тыкву.

Прекрасно проработаны и игровые локации. Здесь есть как открытые территории, где к вражескому лагерю можно подобраться с разных направлений, так и разнообразные коридоры и арены. Лишь визуальное оформление явно рассчитано на определённый вкус. Вся окружающая обстановка выполнена в полноценной трёхмерной графике, но многие детали интерьера созданы с помощью вокселей, чтобы имитировать пиксельную стилистику. Противники же, в духе шутеров середины 90-х, представляют собой двумерные спрайты. Это не является проблемой само по себе, однако из-за преобладания бордово-коричневой гаммы пейзажи и сектанты порой сливаются в пёстрое месиво. Хотя иногда игра радует любопытными визуальными композициями.

 Куда же без бильярда

Куда же без бильярда

За три года с момента релиза Cultic Джейсон не только трудился над новыми уровнями, но и дорабатывал первоначальный эпизод. В частности, он поработал над контрастом и цветовой гаммой, предложив в итоге целых пять вариантов. Стало заметно лучше. Он также выпустил бонусную интерлюдию с новым протагонистом и парой свежих видов вооружения. События разворачиваются в здании полицейского участка, где большинству сотрудников промыли мозги члены культа. Уровень получился насыщенным — целое строение с несколькими этажами и множеством маршрутов и тайников, где можно затеряться почти на целый час. Казалось бы, вторая глава должна следовать классическим канонам: всё как раньше, только масштабнее и совершеннее. Масштаб действительно увеличился. Но вот стало ли лучше? Вряд ли.

#Фермерский кошмар

Сразу в первом задании второй части Cultic ощущается возросший размах событий. Теперь главный герой-сыщик перемещается в город, кишащий последователями секты. При этом улицы всё равно ведут к цели хоть и просторными, но довольно линейными маршрутами. На пути встречается множество преград, требующих либо обхода — через строительные площадки, подземные коллекторы, — либо прямого преодоления с помощью взрывчатки. Однако здесь уже начинают проявляться определённые недочёты. К примеру, встречаются совершенно пустые протяжённые улицы без какого-либо наполнения. И эта незаполненность бросается в глаза.

Джейсон необъяснимо сосредоточился на создании открытых территорий. Порядка половины уровней представляют собой обширные зоны, где необходимо разыскать несколько ключей или взрывных устройств для продолжения пути. При этом подсказок практически не даётся. Приходится внимательно изучать локации в поисках выделяющихся объектов — скорее всего, именно там спрятаны нужные предметы. Однако необходимость проверять каждый уголок, когда хочется сосредоточиться на стрельбе, не добавляет игровому процессу интереса.

 Простите, зашел не в ту дверь

Простите, зашел не в ту дверь

Даже в некоторых внутренних помещениях возникает ощущение неоправданно огромных пространств. Зачем потребовались эти громадные пустые коридоры на мясокомбинате? Бесцельное перемещение по однотипным лабиринтам в течение нескольких минут не приносит никакого удовольствия. Лишь ближе к завершению Cultic вновь обретает свою форму. Перестрелки в железнодорожных вагонах практически невозможно испортить, а мрачный усадебный комплекс, напоминающий Resident Evil, и подземное убежище компенсируют впечатления от второй главы продуманным построением пространства.

Кстати, хоррор-элементов в проекте действительно прибавилось. Отдельные сцены по напряжённой атмосфере напоминают классический survival horror. Без источника освещения вроде зажигалки или фонаря практически ничего не разглядеть, а из темноты постоянно доносятся пугающие шорохи и звуки. Даже присутствует отсылка к Silent Hill с её ирреальным измерением. Игровой баланс сместился в сторону выживания, однако это выглядит несколько противоречиво.

#Мишени для пуль

Темп стрельбы в Cultic кардинально отличается от привычного нам в неторопливых хоррорах. Противников здесь множество, они стреляют метко и наносят ощутимый урон. При этом на начальном этапе игра крайне скупо раздает боеприпасы. Каждый выстрел требует точного расчёта, а идеальным решением становится попадание в голову. Советую активно применять топор, чтобы не расходовать патроны на слабых существ. Вдобавок к нехватке ресурсов, во второй главе регулярно появляются бронированные солдаты, на уничтожение которых уходит почти весь с трудом собранный арсенал.

 Пулемет — отличное средство даже против самых крепких врагов

Пулемет — отличное средство даже против самых крепких врагов

В первую очередь улучшайте на рабочих столах урон оружия, а уже потом — скорострельность или вместимость обоймы. Также стоит определиться с предпочтительными видами вооружения и вкладывать детали в их модернизацию — полностью прокачать удастся в лучшем случае половину арсенала, и то при условии нахождения большинства секретов. Учитывая недостаток патронов, их поиск зачастую становится необходимым условием для продвижения.

Игра строго требует рационального использования ресурсов. Вместо того чтобы выпускать десяток дробинок в пулемётчика, лучше бросить одну бутылку с зажигательной смесью — огонь поражает даже самых защищённых противников. Закончились коктейли Молотова, а вас заблокировали в помещении с двумя громилами? Что ж, вероятно, стоит загрузить более раннее сохранение, если вы, конечно, его создавали. К счастью, разработчик прислушивается к отзывам и уже слегка скорректировал баланс, что положительно сказалось на второй главе. Однако мой игровой опыт это уже не изменит, и в целом игра от патча значительно проще не стала. А это всего лишь третий уровень сложности из пяти возможных!

Небольшое облегчение приносит возможность поднимать щит — он помогает выдерживать вражеский обстрел, одновременно ведя ответный огонь. Причём его можно как установить на земле, так и метнуть в противника, либо нанести удар в ближнем бою. Также добавилась функция быстрого уклонения в сторону. Правда, рывки ограничены тремя зарядами, которые постепенно восстанавливаются. Но и за это стоит быть благодарным.

 Щит чертовски полезен, но обзор, конечно, сильно ухудшает

Щит чертовски полезен, но обзор, конечно, сильно ухудшает

* * *

Cultic: Глава Вторая — яркий пример того, что увеличение масштаба не гарантирует улучшения качества. Проект стал более размашистым, однако это не добавило ему глубины. Просторные зоны заставляют тратить время на монотонные перемещения и розыск спрятанных предметов, не вознаграждая игрока стоящим геймплеем. Увеличение числа живучих противников превратило перестрелки в затянутые рутинные схватки, истощающие боезапас. Требуется корректировка баланса, Джейсон.

Сильные стороны:

  • динамичные бои и тщательно проработанное вооружение;
  • ностальгическая эстетика для ценителей шутеров 90-х;
  • продуманное дизайнерское решение уровней в начальной главе.

Слабые стороны:

  • вторая часть попыталась нарастить объем, но в итоге ухудшила большинство ключевых элементов.

Визуальное оформление

Комбинация воксельной трёхмерной графики и спрайтовых врагов в духе Blood или Duke Nukem 3D. У Cultic определённо присутствует уникальный визуальный почерк, хоть он и может понравиться не всем.

Аудиоряд

Наиболее выразительно звучит стрелковое оружие — каждая пушка обладает индивидуальностью. Музыкальное сопровождение выполняет роль функционального фона для боевых столкновений.

Одиночный режим

Классический шутер с упором на тактическую стрельбу и перебежками между укрытиями.

Примерное время прохождения

Около пяти часов на основную кампанию и примерно восемь — на дополнение

Многопользовательский режим

Отсутствует.

Итоговое впечатление

Энергичное путешествие в прошлое и достойный последователь Blood с рядом интересных находок. Начало захватывает, однако вторая глава, к сожалению, не оправдала ожиданий.

Итоговая оценка: 7,0/10

Подробнее о критериях оценивания

Видеоматериалы:

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории