Министерство промышленности и торговли выдвинуло ряд инициатив, направленных на создание равных возможностей для традиционных и интернет-магазинов. Для предотвращения взаимных претензий между этими сегментами предлагается ввести механизм саморегулирования, где представители рынка смогут самостоятельно находить компромиссы.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на министра Антона Алиханова, ведомство разработало поправки к законодательству о торговле, которые войдут в обновленную национальную модель и обеспечат баланс между офлайн- и онлайн-форматами.
Алиханов подчеркнул необходимость ликвидировать правовые пробелы и дисбалансы в регулировании торговой сферы. Все предложения будут вынесены на обсуждение с представителями отрасли.
Ранее, в октябре 2025 года, как писал CNews, Ассоциация интернет-торговли (АКИТ) обращалась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой пересмотреть «устаревшие» нормы, создающие неравные условия конкуренции между цифровыми и физическими каналами продаж.
Среди планируемых изменений — отмена запрета на посреднические соглашения для торговых сетей, который сейчас распространяется и на связанные с ними маркетплейсы. По словам главы ведомства, это «поможет выровнять конкурентное поле в отрасли».
Для пунктов выдачи заказов (ПВЗ) планируется утвердить норму, разрешающую им работать с несколькими брендами и сотрудничать с любыми платформами.
Для обеспечения товарами малых и удаленных населенных пунктов будет создана концепция развития потребительской кооперации, которая, по словам Алиханова, «позволяет объединять небольшие, в том числе семейные предприятия, организовать сбыт их продукции и обеспечить локальное потребление».
Требования к товарному ассортименту будут унифицированы для всех игроков рынка.
Кроме того, рассматривается вопрос формирования саморегулируемой организации, где представители рынка (платформы, розничные сети, поставщики и др.) смогут достигать договоренностей самостоятельно.
Необходимость в таких договоренностях обусловлена сохраняющимся у участников офлайн- и онлайн-сегментов ощущением несправедливости условий ведения бизнеса.
В обращении к Мишустину АКИТ указывала на недовольство ограничением доли продовольственных продаж одной сети в регионе, запретом посреднических соглашений между поставщиками и сетями для онлайн-платформ, а также установленными лимитами на размер вознаграждения сетей от поставщиков.
Представители классического ритейла также ощущают себя в невыгодном положении. По информации РБК за февраль 2025 года, они направляли жалобы в ФАС на маркетплейсы в связи с демпинговыми ценами. Как отметил представитель РАТЭК (Ассоциации торговых компаний и производителей электроники и компьютерной техники), стоимость электронных товаров на онлайн-площадках может быть ниже цен в обычных магазинах на 20–70%.
Под влиянием маркетплейсов офлайн-сети вынуждены сокращать издержки, вплоть до закрытия торговых точек.
Согласно данным Алиханова, опубликованным «Интерфаксом», доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли России составляет приблизительно 18%. Однако интернет-торговля демонстрирует стремительный рост из года в год. За первые три квартала 2025 года оборот электронной коммерции в стране поднялся на 30%. В предыдущем, 2024 году, этот показатель вырос на 41%, достигнув почти 9 трлн рублей.