Государственная Дума одобрила законодательный акт, который расширяет компетенцию Федеральной службы безопасности. Документ предоставляет ФСБ право запрашивать у коммерческих и государственных организаций копии их баз данных, а также получать доступ к информационным системам государственных органов. Также закон обязывает операторов связи применять специальное оборудование, необходимое для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В третьем, окончательном чтении был принят закон, устанавливающий порядок взаимодействия ФСБ с иными ведомствами и организациями, а также регламентирующий применение оружия на территориях новых субъектов Российской Федерации.
Изначально данный законопроект был представлен группой сенаторов летом 2025 года и содержал изменения в закон 2023 года «Об особенностях правового регулирования в сфере оборота оружия и в сфере охранной деятельности, а также о мерах по усилению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в отдельных субъектах РФ».
Указанный закон разрешил гражданам и юридическим лицам новых регионов – Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей – использовать оружие и боеприпасы на основании разрешений, выданных украинскими властями, а также властями ДНР и ЛНР, до 1 января 2026 года. Данный порядок действует даже в случае, если срок таких разрешений уже истек.
Принятый закон продлевает этот срок до 1 января 2027 года. Однако если разрешение просрочено, оружие необходимо сдать в органы внутренних дел для прохождения обязательной сертификации и оформления разрешительных документов на хранение.
Как указано в пояснительной записке к проекту, на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей частично отсутствуют локальные сети, медицинские информационные системы и единый защищенный цифровой контур для результатов медицинских освидетельствований и химико-токсикологических исследований, которые в настоящее время оформляются на бумажных носителях.
Кроме того, в этих регионах нет аккредитованных организаций, уполномоченных проводить сертификацию оружия. При этом у населения здесь находится около 13 тысяч единиц оружия, которое подлежит обязательной сертификации.
Законопроект был принят в первом чтении в ноябре 2025 года. Впоследствии документ был существенно дополнен поправками в закон «О Федеральной службе безопасности», которые регулируют взаимодействие ФСБ с органами государственной власти, региональными администрациями, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.
Военнослужащие ФСБ могут быть направлены для работы в государственные органы, на предприятия, в учреждения и организации любой формы собственности с согласия их руководителей, при этом оставаясь на военной службе. Взаимодействие ФСБ с правоохранительными структурами других стран должно осуществляться в соответствии с международными договорами.
Федеральная служба безопасности наделяется правом привлекать ресурсы иных силовых структур, а все государственные органы и организации любой формы собственности обязаны оказывать ей необходимое содействие.
Кроме того, ФСБ имеет право запрашивать у государственных органов и внебюджетных фондов информационные системы и базы данных, требуемые для выполнения её функций, если их передача не запрещена федеральным законодательством.
Служба также получает возможность на безвозмездной основе истребовать копии баз данных или их фрагментов у организаций, если в них содержится информация, необходимая для исполнения этими организациями своих обязанностей. Основанием для этого служит предписание руководителя ФСБ, его заместителей или начальников территориальных подразделений.
Полученные копии баз данных подлежат уничтожению после выполнения задач, для которых они были запрошены. Руководитель ФСБ обязан утвердить требования к форме и содержанию соответствующих предписаний, определить перечень уполномоченных должностных лиц, а также установить порядок предоставления и последующего уничтожения таких копий.
ФСБ и её сотрудники несут ответственность за неправомерное использование полученных копий баз данных. Процедура их получения должна строго соответствовать законодательству о защите государственной и иной охраняемой законом тайны и не должна создавать необоснованных препятствий для законной хозяйственной деятельности организаций. Данные правила не применяются к предоставлению баз данных в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Ещё одним нововведением является обязанность для физических и юридических лиц, оказывающих услуги почтовой и всех видов электросвязи (включая телекодовую, конфиденциальную и спутниковую), по требованию ФСБ устанавливать дополнительное аппаратное и программное обеспечение, а также создавать иные условия, необходимые для проведения органами ФСБ оперативно-розыскных мероприятий.
«В утверждённом тексте нет прямого указания на закон о персональных данных (152-ФЗ) как на запрещающий, однако отмечается необходимость соблюдения законодательства о защите охраняемых законом тайн, — поясняет глава юридического департамента IDX Михаил Тевс. — Это порождает юридическую неясность как во взаимодействии с нормами о персональных данных, так и в отношении банковской, налоговой и адвокатской тайн. На практике, вероятно, возьмёт верх принцип приоритета специального законодательства, что позволит ФСБ, основываясь на своём предписании, получать доступ к персональным данным, минуя ключевые гарантии 152-ФЗ, такие как согласие гражданина. Подобный подход, кажется, противоречит заявленному курсу на всеобъемлющую защиту субъектов персональных данных. В то же время, это всё отчётливее обозначает два различных подхода к работе с информацией — на фоне недавнего резонансного дела DLBI (иск Роскомнадзора к сервису, расследующему утечки персональных данных, прим. CNews) становится видно, что возможности спецслужб расширяются, а для коммерческих организаций в сфере информационной безопасности — сужаются».