В октябре 2025 года представители Министерства экономического развития РФ обсудили трудности, с которыми сталкиваются компании при внедрении искусственного интеллекта, а также сложности, порождаемые новыми технологиями в бытовой сфере. По мнению ведомства, эти обстоятельства требуют внесения изменений в законодательство.
29 октября 2025 года Минэкономразвития России обратило внимание на препятствия, мешающие бизнесу осваивать ИИ-технологии, и на возникающие в повседневности сложности, сообщает РБК. Темпы распространения искусственного интеллекта определяются целым рядом условий, среди которых — технологические возможности предприятий, государственное регулирование, доступ к информации и другие факторы.
«Позвонишь в медицинское учреждение и проводишь десять минут, доказывая, что ты — живой человек и хочешь поговорить с человеком», — поделился директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. Решением этой проблемы, по его мнению, может стать создание экспериментальных правовых режимов (ЭПР), в рамках которых отечественные предприятия смогут тестировать методы анонимизации данных и взаимодействовать с крупными ИИ-моделями в защищенной правовой среде. «Необходим механизм, позволяющий компаниям, осознающим важность ответственности, понимать направление движения. Без этого мы фактически будем отставать», — уверен он.
Представитель министерства отметил, что российский бизнес практически не применяет большие языковые модели из-за несовершенства правового поля и опасений относительно ответственности. Волошин подчеркнул, что действующие в России нормативные рамки скорее тормозят, чем способствуют внедрению передовых технологий ИИ. «Задача безопасной работы с крупными моделями стала практически неразрешимой», — констатировал он. Владимир Волошин также уточнил, что бизнес оказался в парадоксальной ситуации: регуляторы сместили баланс в сторону подхода, согласно которому отсутствие регулирования означает безопасность. На практике это ведет к повсеместным запретам, которые, по мнению директора департамента, лишь сдерживают технологический прогресс, тогда как недобросовестные участники рынка их игнорируют.
В качестве иллюстрации Владимир Волошин привел случай с беспилотным автомобилем в Санкт-Петербурге в 2025 году, когда незначительное дорожно-транспортное происшествие потребовало созыва специальной комиссии и продолжительного разбирательства. «Будь это обычное ДТП, составили бы протокол и разошлись — никаких вопросов. Но здесь речь идет о беспилотнике, об искусственном интеллекте», — пояснил он, отметив избыточную сложность существующих процедур.
Волошин добавил, что инцидент с аварией потребовал корректировок в экспериментальном правовом режиме для беспилотников, не уточняя деталей. «Из-за этого происшествия мы внесем определенные поправки, поскольку при законодательном описании новых технологий, таких как ИИ, мы всегда ориентируемся на наиболее сложные и крайние случаи», — разъяснил он.
В августе 2025 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разработало проект концепции регулирования в области искусственного интеллекта до 2030 года. В документе изложены базовые принципы будущего правового регулирования данной сферы и проанализированы ключевые факторы, способствующие развитию ИИ в разных отраслях российской экономики.
Разработка велась совместно с Альянсом по искусственному интеллекту, который объединяет ведущие технологические корпорации, заинтересованные в продвижении этих технологий. Представитель министерства подтвердил изданию «Ведомости» подлинность документа и сообщил, что в настоящее время он проходит стадию экспертного обсуждения с представителями индустрии и секторов, активно внедряющих ИИ. После завершения консультаций концепция будет направлена на согласование между ведомствами.
Альянс по искусственному интеллекту создан для объединения усилий ведущих технологических компаний с целью развития их компетенций и ускоренного внедрения ИИ в образовании, науке и бизнес-практике. В состав альянса вошли такие российские технологические компании, как VK, МТС, «Яндекс», Сбербанк, «Газпром нефть» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Представители Альянса по искусственному интеллекту отметили, что создание благоприятных условий для безопасного развития технологий ИИ возможно только при тесном сотрудничестве с ИТ-отраслью, с учётом практического опыта и долгосрочных стратегических перспектив. В основу проекта легли консолидированные предложения отраслевых объединений и компаний-участниц Альянса, включая Сбербанк.
В 2025 году в России действует гибридный подход к регулированию технологий искусственного интеллекта. Большинство нормативных документов имеют стимулирующую направленность, однако применяются также точечные ограничения и механизмы саморегулирования.