Новости Hardware

В мире появился самый компактный GPU: TinyGPU v2.0 с 200 тысячами транзисторов

Энтузиаст-разработчик Понгсагон Вичит (Pongsagon Vichit) продемонстрировал миру обновлённую версию графического ускорителя — TinyGPU v2.0. Это самостоятельное устройство функционирует на частоте 25 МГц, формируя картинку с разрешением 320×240 точек и 4-битной палитрой, а также располагает аппаратными возможностями для обработки трёхмерных сцен в реальном времени.

 Источник изображения: @MattDIYgraphics / X

Источник изображения: @MattDIYgraphics / X

Функциональность TinyGPU v2.0 можно сравнить с видеокартами Nvidia GeForce 256, выпущенными в 1999 году. При этом новая разработка является независимым графическим процессором, содержащим порядка 200 тысяч транзисторов. Для контраста: топовая модель Nvidia GeForce RTX 5090 включает 92,2 миллиарда транзисторов. Хотя ключевые стадии формирования кадра у этих решений во многом похожи, гигантское различие заключается в их масштабировании и итоговой производительности.

В своём профиле в социальной платформе X создатель разместил короткий ролик, иллюстрирующий загрузку различных трёхмерных объектов из встроенной флеш-памяти TinyGPU v2.0. Интересно, что для управления процессами он применил геймпад от приставки Super Nintendo. С его помощи пользователь может трансформировать модели — менять их габариты и расположение, а также регулировать позицию виртуального источника света.

Несмотря на заметный прогресс в сравнении с первоначальной версией TinyGPU, представленной разработчиком около года назад, технические параметры v2.0 всё же довольно скромны. Ускоритель работает на 25 МГц и способен выдавать от 7,5 до 15 кадров в секунду при визуализации простых 3D-объектов. При этом формируется изображение размером 320×240 пикселей с 4-битной цветопередачей (максимум 16 цветов).

Хотя подобное разрешение и глубина цвета характерны для компьютерной техники ушедшей эпохи, в TinyGPU v2.0 реализованы куда более современные подходы. Устройство выполняет интерактивное преобразование трёхмерных векторных данных в растровую графику и задействует технологию освещения, впервые внедрённую в GeForce 256. Среди прочих технических особенностей модели отметим применение двойной буферизации с 4-битной цветовой глубиной, хранение Z-буфера в QSPI RAM, поддержку до тысячи треугольников и одного направленного источника света в сценах с плоским затенением.

Версия TinyGPU 2.0 была включена в инициативу Tiny Tapeout для организации производственного процесса. Создание проекта графического ускорителя потребует от разработчика инвестиций порядка 1500 долларов. Дополнительные сведения об инициативе представлены на платформе Verilog, а исходный код с сопроводительной документацией размещён в репозитории GitHub.

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории