Новости Software

ИИ ускоряет мышление подростков, но ученые бьют тревогу

Искусственный интеллект существенно преобразует мышление подростков, ускоряя их умственные процессы, однако снижая уровень аналитического погружения. К такому заключению пришли авторы научной работы, опубликованной Oxford University Press, на которую ссылается портал Business Iinsider. В исследовании, проведённом в августе, участвовали 2000 британских школьников от 13 до 18 лет. Почти 80 % из них подтвердили, что применяют ИИ-сервисы для учебных заданий, что позволяет им оперативнее справляться со сложными упражнениями.

 Источник изображения: AI

Источник изображения: AI

Эрика Галеа, руководитель Educational Neuroscience Hub Europe и соавтор исследования, отметила, что нынешние учащиеся всё чаще мыслят совместно с компьютерными системами, достигая высокой скорости обработки информации, но временно утрачивая автономность размышлений. По её словам, ключевой вызов сегодня — не освоение технологий как таковых, а сохранение глубины интеллектуальной работы человека в условиях синтетического познания и повсеместного ИИ. Этот термин, введённый оксфордскими учёными, описывает специфику мышления «поколения, выросшего вместе с искусственным интеллектом» — подростков, чьё становление проходило в тесном контакте с алгоритмами.

Работа продемонстрировала противоречивый эффект технологий. Свыше 90 % опрошенных заявили, что ИИ поспособствовал развитию у них как минимум одного учебного умения. В то же время 60 % учащихся указали и на отрицательные последствия. Например, каждый четвёртый респондент полагает, что ИИ чрезмерно упрощает учёбу, а каждый десятый жалуется на подавление креативности и уменьшение необходимости в критическом анализе. Кроме того, часть подростков открыто признаёт формирующуюся психологическую зависимость от алгоритмов. Беспокойство разделяют и преподаватели: треть учащихся отметили, что их наставники испытывают неуверенность при интеграции ИИ в занятия, а 51 % респондентов выразили желание получить от учебных заведений конкретные рекомендации по этичному и осмысленному использованию подобных инструментов.

Согласно позиции авторов исследования, образовательные системы обязаны трансформироваться, чтобы интегрировать искусственный интеллект, но при этом не допускать механистического мышления у учащихся. Педагог и соавтор издания «Поколение Альфа в учебной аудитории» Ольга Сэйер подчеркнула, что ИИ повлиял на образовательные подходы, но не на его фундаментальные задачи. Она уточнила, что ключевая миссия обучения неизменна — развивать самостоятельное и креативное мышление, а также способствовать личностному становлению. Специалисты из Оксфорда рекомендовали учебным заведениям внедрять основы ИИ-грамотности, развивать метапознавательные навыки и усиливать методическую поддержку преподавателей для помощи студентам в адаптации к современным реалиям.

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории