ИКТ-бизнес

Импортерам контента грозит двойное налогообложение: бизнес просит продлить льготы

Представители медиаиндустрии обратились в Минцифры России с просьбой о продлении особого налогового режима, освобождающего от уплаты сборов с доходов от распространения произведений зарубежных авторов. По их мнению, отмена этой меры может привести к сокращению доступности иностранного контента для российских зрителей и слушателей. С такой инициативой выступили операторы телевещания, онлайн-кинотеатры, музыкальные платформы, издательские дома и другие участники рынка.

Как сообщают «Ведомости», российские медиакомпании ходатайствуют перед Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций о сохранении налоговых преференций для импортного контента. Прекращение действия льгот, по их оценкам, вызовет ситуацию двойного налогообложения и ограничит доступ к зарубежным произведениям.

В октябре 2025 года ведущие игроки медиасферы — видеосервисы, стриминговые платформы, издательства — направили в Минцифры официальное обращение о продлении специального режима, разрешающего не перечислять налоги с выплат иностранным правообладателям. Данный временный механизм был введён поправкой в Налоговый кодекс для нейтрализации последствий приостановки международных соглашений по двойному налогообложению с рядом государств.

Рыночные участники обосновывают необходимость сохранения льготного налогового режима до 2028 года потребностью в поддержании динамики развития отрасли и недопущении скачка цен на контент. В противном случае, начиная с 2026 года, медиакомпаниям придётся уплачивать 25%-ный налог на доходы от произведений из соответствующих стран.

Прекращение налоговых преференций приведёт к существенному росту издержек российских медиаоператоров и музыкальных сервисов. Это спровоцирует подорожание контента для потребителей, а некоторые цифровые платформы могут сократить каталоги зарубежных произведений, что уменьшит легальное предложение и стимулирует пиратскую активность. Согласно отраслевым прогнозам, российский музыкальный стриминг может недополучить до 15 млрд рублей выручки за трёхлетний период, а государственный бюджет — лишиться 3 млрд рублей НДС.

Налоговые аналитики предполагают, что Минфин вряд ли поддержит продление льгот, считая оставшееся до конца 2025 года время достаточным для адаптации бизнеса. В качестве альтернативы рассматривается возможность закупки контента через юрисдикции с действующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, хотя такой подход создаёт фискальные риски как для России, так и для стран-посредников.

По словам исполнительного директора ассоциации «Интернет-видео» (куда входят ведущие видеосервисы, такие как «Иви», Okko, Amediateka, Start и другие) Алексея Бырдина, российские правообладатели раньше в основном освобождались от уплаты налогов у источника. Поэтому, если положения Налогового кодекса, компенсирующие приостановку действия соглашений об устранении двойного налогообложения, не будут продлены, это фактически станет введением дополнительного фискального сбора. Как он уточнил, в подобном случае налоговое бремя достигнет нескольких процентов от оборота российского контент-рынка, что способно замедлить его развитие.

В 2023 году российский президент Владимир Путин утвердил указ о частичном приостановлении действия договоров об избежании двойного налогообложения с рядом недружественных стран. В их перечень вошли США, Канада, большинство европейских государств (включая Германию, Францию, Великобританию, Кипр, Швейцарию), а также Австралия, Южная Корея и Япония.

Были заморожены те разделы соглашений, которые давали организациям и частным лицам возможность применять налоговые преференции при расчётах с иностранными партнёрами. В частности, согласно этим условиям, авторские отчисления и лицензионные платежи обычно не подлежали налогообложению у источника, то есть в государстве получателя контента. Налоги с таких поступлений, как правило, уплачивались лишь зарубежными продавцами контента на территории своей страны.

Согласно расчётам экспертов консалтингового агентства «ТМТ консалтинг», по результатам 2024 года российские онлайн-кинотеатры нарастили выручку на 37% в сравнении с 2023 годом, достигнув 128,8 млрд руб., и впервые опередили по доходам платные телеканалы, которые получили 108,4 млрд руб. При этом рынок платного телевидения в России почти не растёт, поэтому аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение разрыва.

Как сообщает CNews, в 2025 году рост рынка продолжился: так, в январе жители России потратили на онлайн-кинотеатры на 84% больше, чем в аналогичном месяце 2024 года, при сохранении среднего чека на прежнем уровне — 350 руб., согласно исследованию «МТС Банка».

Несмотря на увеличение числа зрителей и финансовых поступлений, стриминговые сервисы продолжают вкладывать в создание контента больше средств, чем получают от платных подписок, отмечал в феврале 2025 года руководитель видеосервиса Wink Антон Володькин. По его данным, доходы российских онлайн-кинотеатров от платных просмотров в 2024 году составили около 100 млрд рублей, тогда как расходы на производство оригинальных проектов, согласно различным оценкам, достигли 110–116 млрд рублей. Специалисты также констатируют рост производственных затрат и перенасыщение рынка контентом. Как полагает Володькин, семь ведущих платформ уже создают чрезмерное число проектов для текущей аудитории, и для привлечения достаточного количества подписчиков под этот объём контента потребуются годы.

В конкурентной борьбе за зрителя ключевым становится акцент не на объёме, а на качестве контента, уверена соучредитель кинокомпании Gala Production, создавшей сериал «Слово пацана», Галина Стрижевская: «Число зрителей и доступное время ограничены, и пользователь физически не успеет посмотреть всё производимое сегодня, даже при большом желании».

Как отмечает генеральный продюсер платформы Premier Давид Кочаров, сериалы в основном не приносят прибыли, за исключением редких хитов. Например, иронический детектив «Подслушано в Рыбинске», созданный Premier вместе со сервисом Start, за период с 30 января по конец февраля 2025 года собрал более 1 млн зрителей на двух цифровых площадках, а права на его показ приобрели телеканалы. По словам Кочарова, стриминговым сервисам необходимы успешные проекты, что повышает ответственность продюсеров при отборе материалов.

Антон Денисенко

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории