| Жанр | Хоррор, экшен от первого лица |
| Издатель | Apogee Entertainment, Atari |
| Разработчик | Trigger Happy Interactive |
| Минимальные требования |
Процессор с четырьмя ядрами от 2,0 ГГц, оперативная память 16 ГБ, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 2 ГБ памяти, например NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 390X, 20 ГБ свободного места, аккаунт Steam или Xbox |
| Рекомендуемые требования | Восьмиядерный процессор от 3,0 ГГц, 32 ГБ оперативной памяти, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 4 ГБ памяти, например NVIDIA GeForce RTX 3050 или AMD Radeon RX 6500XT |
| Дата выхода | 20 ноября 2025 года |
| Возрастной рейтинг | 17+ |
| Локализация | Не предусмотрена |
| Платформы | PC, Xbox Series X|S, PlayStation 5 |
| Официальный сайт | |
Прохождение выполненонаПК
Изначально переход к новому жанру от студии Trigger Happy Interactive может вызвать удивление. От создателей безумно динамичного Turbo Overkill, которую я без колебаний назвал бы вершиной жанра шутеров как минимум последнего десятилетия, сложно ожидать медленного и пугающего хоррора. Однако этому есть простое объяснение. Total Chaos представляет собой переосмысление одноименного проекта 2018 года, созданного при участии Сэма Преббла (Sam Prebble), одного из соучредителей студии. Этот мод для GZDoom изначально покорил игроков своей гнетущей атмосферой и впечатляющей графикой. Полноценная игра не только унаследовала мрачное очарование оригинала, но и значительно доработала геймплей.
Буря надвигается
⇡#Зов острова
Подобно многим мрачным историям, Total Chaos стартует с тайны. Сотрудник береговой охраны фиксирует странный сигнал SOS, идущий с места под названием Форт Оазис. Некогда это был оживленный пункт посреди неистового океана, чьим сердцем служила процветающая шахта. Главный герой знаком с этой локацией — в былые времена ему довелось там трудиться. Однако годы спустя остров погрузился в забвение и теперь встречает редких гостей лишь безмолвием бетонных причалов. Шторм выбрасывает поврежденную лодку протагониста к пирсу. И хотя он смог починить судно и теоретически мог бы ретироваться, таинственный голос в рации манит его в сердце острова. Голос — а также призраки прошлого.
Первые мгновения создают иллюзию меланхоличного умиротворения. Лабиринт из кирпичных тоннелей и коммуникаций завален хламом, но кажется абсолютно безжизненным. Лишь гул прибоя отдается эхом в стенах. Однако Total Chaos — отнюдь не простой симулятор прогулки, несмотря на то что игра построена на Unity. Изначально, стоит отметить, разработчики работали с Unreal Engine 5, но позже перешли на менее требовательный движок. Что важно, визуальное качество от этого не снизилось.
Трудно описать, как художникам удалось достичь подобного впечатления. Техническим совершенством проект явно не выделяется, да и на статичных изображениях смотрится довольно скромно. Текстуры, модели, освещение — на уровне добротного инди-проекта, но не более. И всё же игра временами заставляет замирать. То и дело хочется остановиться, чтобы рассмотреть детали окружения: то вид волн, разбивающихся о пирс, то клочья ткани, трепещущие в разбитой оконной раме, то зияющую трещину, уходящую в непроглядную глубину.
Присутствуют головоломки в стиле классических хорроров, но их количество невелико
Вскоре становится ясно, что Форт Оазис отнюдь не пустует. Из темноты внезапно возникает угрожающий силуэт, а кирка, как на зло, ломается о ящики, преграждающие путь. Поэтому от кровожадного громилы (напоминающего усиленную версию импа — наследие Doom не забыто) приходится спасаться бегством. Коридоры сливаются в один поток, и теряешь ощущение, как долго и куда именно бежишь.
Узкие проходы между нависающими стенами поначалу кажутся пережитком мода для GZDoom. Но именно они порождают чувство клаустрофобии. В сочетании с эффектом «рыбьего глаза» стены постоянно давят, нависая над персонажем. Это один из многих элементов, призванных непрерывно держать игрока в состоянии тревоги. Вам будет не по себе.
⇡#Готовься к плохому, но верь в хорошее
В отличие от ряда современных инди-хорроров, Total Chaos не оставляет вас беззащитным. Уже в первые полчаса вы получите в руки первую дубинку. Основное вооружение придется создавать на верстаках, причем обновлять его нужно часто — самодельные трубы и заточки быстро выходят из строя. По ходу игры вы будете находить различные схемы, которые подскажут правильные комбинации. Однако эксперименты не ограничены: если вы сами догадались прикрепить нож к длинной палке — это только приветствуется.
Игра предлагает ценные подсказки. Стоит прислушиваться к ним
Поэтому сначала вы собираете в рюкзак всё, что попадается под руку, а затем пробуете совместить найденные предметы — вдруг что-то получится. Помимо хлама для создания оружия, необходимо запасаться и другими полезными ресурсами. В Total Chaos присутствуют элементы survival: бег и атаки расходуют выносливость, которую нужно восстанавливать пищей, а полученные раны со временем могут начать кровоточить.
На первых порах кажется, что рюкзака вместимостью в полсотни килограммов более чем достаточно. Однако уже через несколько глав (всего их девять) вы приблизитесь к лимиту. Чем больше вы перегружены, тем серьёзнее штрафы: движение замедляется, а усталость наступает быстрее. Немного увеличить допустимый вес можно с помощью специальных таблеток, но чтобы их отыскать, придётся тщательно обыскивать уровни. Игра изобилует потайными местами, в которых может скрываться нечто большее… Так или иначе, в определённый момент придётся решать: взять ли запасной топор или же дополнительную аптечку.
Сражения с монстрами преимущественно происходят в ближнем бою. Механика схваток интуитивно понятна и гармонично сочетает в себе узнаваемые элементы. Вы можете наносить серии быстрых, но слабых ударов или же сконцентрировать силы для одного сокрушительного удара. Чем длиннее успешная комбинация атак, тем выше урон от каждого последующего попадания. Защищаться можно с помощью своевременного отступления или мгновенной блокировки. Долго держать оборону не получится — персонаж прикрывается лишь на пару секунд. Однако если парировать вражеский удар в решающий момент, вы мгновенно получите заряд энергии. Этот бонус крайне полезен, учитывая, как быстро главный герой устаёт.
Мощный удар или удачный бросок оглушают некоторых противников
Множество деталей добавляют дракам разнообразия. К разным чудовищам нужен особый подход: с громилами можно сойтись в честной дуэли, обмениваясь ударами; духов лучше вынудить к броску, который легко уклониться в сторону и контратаковать; гигантских пауков порой разумнее не тревожить, а осторожно обойти. Во врагов можно швырять любой подвернувшийся под руку предмет: кирпичи или бутылки. Даже собственное оружие можно метнуть. При этом тупой молот отскочит от цели, а вот острый клинок вопьётся в противника, и подобрать его можно будет только с поверженного тела.
Некоторые тактики способны существенно облегчить задачу. Например, если бросить в монстра бутылку со спиртом, когда он находится рядом с огнём, чудовище охватит пламя. А если метнуть прочную дубину в жуткого гибрида человека и крокодила — она застрянет в его пасти и не позволит совершить мощную атаку.
Стоит оставить в инвентаре место и для огнестрельного оружия. Стандартный набор включает: автоматический пистолет, пистолет-пулемёт, дробовик и револьвер. Из необычного — гарпун, стрелы которого можно затем вытащить из побеждённых врагов. Боеприпасы выдаются ограниченно, поэтому стрельбу лучше приберечь на крайний случай. Однако и дрожать над каждым патроном не обязательно. При умеренной экономии к финалу можно накопить солидный запас.
Не спешите спускать курок
Не хватает разве что зрелищных контекстных добиваний. Что немного жаль, ведь в Turbo Overkill было множество сцен от первого лица — возможно, в этот раз не хватило времени. Или разработчики не захотели делать протагониста излишне жестоким. Всё-таки Total Chaos стремится вывести игрока из зоны комфорта любыми способами, и каждая победа должна ощущаться как достижение «на грани возможного».
Игра не дает передышки, поэтому в разгар боя не получится открыть инвентарь и искать медикаменты — чудовища не станут ждать. Напряжение не ослабевает ни на секунду, и с каждым шагом вглубь острова давление на главного героя лишь нарастает. До такой степени, что его рассудок начинает сдавать. В эти мгновения реальность искажается, превращаясь в кошмар. Стены источают кровь, а в трещинах пульсирует живая плоть. Картинка мерцает, а из динамиков доносится призрачный гул...
Прийти в себя можно у проигрывателей, служащих здесь точками сохранения. Естественно, первым желанием будет поскорее избавиться от ужасных галлюцинаций и преследующих бестелесных тварей. Но стоит ли торопиться... Ведь если не бежать от кошмара, а мужественно пережить самые тяжелые моменты, возможно — только возможно — это откроет иной путь и позволит обрести подлинную свободу.
Зашел не в ту дверь — с кем не бывает
Total Chaos через геймплей стремится донести мысль, что легкий путь — не всегда верный. Ей свойственен намеренно прерывистый ритм, игра обожает обманывать ожидания. Кажется, вот-вот дадут передохнуть, но накатывает новая волна противников. Или напряжение нарастает, так и не находя разрядки. Ты уже сжимаешь в руках оружие, готовый к схватке, но монстр не появляется. Она сбивает с толку однообразными коридорами, в которых можно заблудиться, а карту, если она есть, приходится искать среди разбросанных записок.
* * *
Можно ли было сделать игровой процесс более комфортным? Несомненно. Однако суть хоррора на выживание как раз в том, чтобы выводить из равновесия и заставлять бороться за жизнь. Кое-что, безусловно, можно было улучшить без ущерба для атмосферы — например, чертежи трудно читать из-за отсутствия подписей, лишь схематичные изображения. Не помешал бы быстрый доступ к уже разгаданным комбинациям. Или можно было обойтись без дешевых трюков с появлением врагов прямо за спиной. Но, несмотря на все недочеты и шероховатости, Total Chaos предлагает уникальный опыт. Авторам удалось создать один из сильнейших хорроров последних лет, где игровой процесс и атмосфера работают в идеальной гармонии.
Достоинства:
- стильная и атмосферная визуальная составляющая;
- хорошо сбалансированный и достаточно увлекательный ближний бой;
- хитро спрятанные секреты, которые приятно обнаруживать;
- интересная механика безумия;
- завораживающая финальная композиция от Акиры Ямаоки.
Недостатки:
- музыкальных композиций Акиры Ямаоки представлено непростительно мало!
- альтернативная концовка разочаровывает, особенно учитывая трудности, через которые нужно пройти, чтобы её достичь.
|
Графика |
Один из лучших примеров использования движка Unity, которые мне доводилось видеть. Визуальный ряд не перегружен технологиями, но при этом невероятно атмосферный и детализированный. |
|
Звук |
Звуковое оформление мира создаёт ощущение реалистичной и мрачной обстановки. Отзвуки шагов, рокот прибоя, скрежет металла и рычание тварей добавляют новый пласт в общую гнетущую атмосферу. Однако в ключевые моменты не хватает музыкального сопровождения, пусть даже фонового. |
|
Одиночная игра |
Продуманный микс из сражений вблизи, исследования локаций и создания предметов, дополненный лёгкими элементами выживания. |
|
Примерное время прохождения |
Около двенадцати часов на стандартном уровне сложности |
|
Многопользовательский режим |
Отсутствует. |
|
Общее впечатление |
Total Chaos сознательно далека от идеала. Но именно эта особенность делает её неповторимым и затягивающим хоррором. |
Итоговая оценка: 9,0/10
изображения (22)
Видеоматериалы: