Государственная Дума одобрила законодательную инициативу, устанавливающую штрафные санкции до одного миллиона рублей для организаций, управляющих многоквартирными домами, в случае создания искусственных барьеров для телекоммуникационных компаний при доступе к внутридомовой инфраструктуре. Кабинет министров в целом поддерживает данную инициативу, но рекомендует выделить новые положения в самостоятельную статью КоАП.
Парламентарии утвердили в первом чтении законопроект, вводящий административную ответственность за ограничение доступа провайдеров связи к коммуникациям жилых многоквартирных зданий. Данный законодательный акт был подготовлен группой членов Совета Федерации.
Инициатива предусматривает корректировку статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях, регулирующей вопросы соблюдения принципов равного доступа и регламента технологического присоединения.
В настоящее время указанная норма распространяется на нарушения со стороны субъектов естественных монополий в сфере магистральных нефтепроводов, электро- и теплосетей, а также на действия владельцев объектов электросетевого хозяйства и собственников водопроводных коммуникаций, препятствующих транспортировке ресурсов.
Действующая редакция статьи предполагает финансовые взыскания для организаций от 100 до 500 тысяч рублей, а для ответственных должностных лиц – от 10 до 40 тысяч рублей.
При повторном несоблюдении требований юридическим лицам грозит штраф от 600 тысяч до 1 миллиона рублей, должностным лицам – от 40 до 50 тысяч рублей или лишение права занимать соответствующие должности сроком до трёх лет.
Законопроект дополняет наименование статьи указанием на регулирование взаимоотношений между операторами связи и управляющими организациями при установке, обслуживании и демонтаже телекоммуникационного оборудования в помещениях общего пользования многоквартирных домов. Санкции статьи будут применяться к управляющим компаниям, нарушающим установленный порядок взаимодействия с операторами связи при работах с сетевым оборудованием.
Согласно обоснованию к законодательной инициативе, в 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил Программу мероприятий по стимулированию конкуренции в экономических отраслях и преобразованию сфер естественных монополий в конкурентные рынки на период 2018-2020 годов.
В сфере телекоммуникаций данная стратегия была направлена на урегулирование конфликтов между провайдерами и организациями, управляющими жилыми комплексами, при установке телекоммуникационного оборудования в зданиях. За 2022-2023 годы центральный офис ФАС зафиксировал 231 обращение, связанное с отказами управляющих компаний допускать операторов связи в дома для монтажа и обслуживания сетей.
В 2024 году в законодательство о связи и Жилищный кодекс внесли поправки, разрешающие установку и использование телекоммуникационных сетей в многоквартирных зданиях без одобрения собрания владельцев помещений.
Позднее правительством были утверждены Регламенты взаимодействия между операторами связи и управляющими организациями при установке, обслуживании и демонтаже сетей на общем имуществе многоквартирных домов.
Тем не менее, как подчёркивают разработчики инициативы, спустя год после вступления закона в силу лишь около 30-40% ранее заключённых соглашений о размещении сетей были приведены в соответствие с новыми нормами. На практике регулярно возникают ситуации, когда управляющие компании уклоняются от расторжения старых договоров, навязывают дополнительные условия или новые соглашения с обязательными платежами со стороны операторов, а также блокируют доступ провайдеров в здания, нарушая установленные Правила взаимодействия.
Так, в марте 2025 года интернет-провайдер Lovit, являющийся единственным поставщиком услуг во многих жилых комплексах группы ПИК, столкнулся с DDoS-атакой.
Вследствие этого жители данных домов и арендаторы коммерческих площадей лишились доступа к интернету и телевидению. По результатам проверки ФАС инициировала антимонопольное дело в отношении управляющих компаний группы ПИК из-за ограничений доступа к инфраструктуре.
Таким образом, фиксируются многочисленные случаи нарушения конкурентной среды на рынке телекоммуникаций, создания дискриминационных условий для операторов и ущемления прав абонентов. Согласно утверждённым правилам, операторы связи имеют право на доступ к общему имуществу многоквартирных домов и могут обжаловать решения, включая отказы со стороны управляющих организаций, в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Подобные нарушения могут пресекаться ФАС в рамках контроля за соблюдением антимонопольных норм, однако, как отмечают авторы проекта, текущее законодательство не наделяет службу соответствующими полномочиями. Именно для решения этой проблемы и была подготовлена данная законодательная инициатива.
Кабинет министров в целом одобрил законодательную инициативу, подчеркнув её потенциал для пополнения государственной казны через механизмы административной ответственности. Тем не менее, правительственные эксперты указали, что предлагаемый состав правонарушения выходит за рамки регулирования, предусмотренного статьёй 9.21 КоАП. В качестве альтернативы ими рекомендовано зафиксировать соответствующие положения в самостоятельной норме второго раздела Кодекса.
Разработчики законопроекта не разделили эту позицию. Как поясняется в статье 9.21 КоАП, административные санкции распространяются не только на субъекты естественных монополий, но и на другие организации, включая управляющие компании многоквартирных домов, при нарушении ими принципов равного доступа в различных отраслях хозяйственной деятельности. При этом уже накоплен значительный опыт привлечения к ответственности управляющих компаний ФАС России по указанной статье. Однако, как отмечают авторы, сложившаяся практика не затрагивает аспекты обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам в жилых зданиях.
Административные меры воздействия вводятся за несоблюдение материально-правовых положений Закона «О защите конкуренции», входящих в антимонопольное законодательство. Выявив нарушение, уполномоченный государственный орган должен руководствоваться межотраслевым принципом неизбежности ответственности, гарантируя соблюдение равенства перед законом и восстановление прав лиц, пострадавших от противоправных действий, — подчёркивают разработчики.
Закрепление административной ответственности в других статьях второго раздела КоАП способно создать правовой вакуум при рассмотрении однотипных нарушений, связанных с ограничением доступа, сделав их квалификацию зависимой от отраслевой принадлежности. Недопустимо, чтобы антимонопольный контроль доступа в жилые дома в сферах энерго- и водоснабжения регулировался по одним правилам, а в телекоммуникационной отрасли — по другим, резюмируют авторы инициативы.