Новости

Китай сворачивает поставки техники в Россию: смартфоны, ноутбуки и планшеты

За последние месяцы Китай значительно сократил экспорт смартфонов, планшетов и компьютерной техники в Россию. Если ранее российский рынок занимал третье место по закупкам китайских телефонов, то сейчас он едва входит в десятку крупнейших. При этом США, несмотря на продолжающуюся с Пекином торговую конфронтацию продолжительностью почти восемь лет, сохраняют лидирующую позицию.

Согласно данным статистической службы КНР, процитированным агентством РИА «Новости», поставки китайских смартфонов в Россию по результатам сентября 2025 года сократились практически в два раза. В сравнении с сентябрем 2024 года, когда было ввезено 2,5 млн аппаратов, через год этот показатель составил лишь 1,3 млн единиц.

Снижение коснулось не только физических объемов. Общая стоимость импортированных из Китая смартфонов в сентябре 2025 г. составила $173,5 млн, что кажется существенной суммой, однако годом ранее она достигала $279,5 млн.

Резкое падение импорта китайских телефонов в Россию началось отнюдь не в сентябре 2025 г., а значительно раньше. Приводимая РИА «Новости» статистика за первые девять месяцев 2025 года (с 1 января по 30 сентября) также демонстрирует негативную динамику.

За указанный период Китай отправил в Россию 11,3 млн смартфонов общей стоимостью $1,26 млрд. Как сообщает агентство, годовой объем импорта снизился на треть, без уточнения - в денежном или количественном выражении.

Сокращение поставок затронуло и другие категории электроники - планшеты и ноутбуки. Согласно информации РИА «Новости», ввоз в Россию портативных компьютеров всех типов за январь-сентябрь 2025 г. уменьшился более чем на треть в годовом сопоставлении.

За первые три квартала 2025 г. из Китая было поставлено 2,3 млн устройств на $621,1 млн. В аналогичном периоде предыдущего года объемы были выше на 34%.

Рассматривая исключительно сентябрьские показатели 2025 года, наблюдается аналогичное резкое снижение. Китай экспортировал в Россию 219 тыс. единиц техники на $71,2 млн, что в два раза меньше показателей годичной давности. Даже в сравнении с августом 2025 г. спад составил 11%.

С 2018 года Китай ведет затяжную торговую войну с США, которая продолжает обостряться. Конфликт был инициирован действующим президентом США Дональдом Трампом во время его первого срока руководства страной. В марте 2025 г., вступив на пост президента во второй раз, Трамп ввел свыше 100% пошлин на китайские товары, что вынудило многие американские компании начать перевод производственных мощностей за пределы Китая.

Тем не менее, это не препятствует Китаю направлять в Соединённые Штаты значительно больше электроники, чем в Россию. Так, за первые девять месяцев 2025 года КНР поставила в США приблизительно 3 миллиона ноутбуков и планшетов, что вывело Америку на первое место в мире по закупкам такой техники из Китая. Для контраста, Россия в этом перечне занимает лишь двадцатую позицию. В пятёрку крупнейших импортёров вошли Япония (2,1 млн единиц), Нидерланды (1,7 млн), Германия (1,4 млн) и Индия (1,1 млн).

Схожая картина наблюдается и в сегменте мобильных телефонов. Как сообщает РИА «Новости», по данным за сентябрь 2025 года в Россию было ввезено 1,3 млн смартфонов общей стоимостью 173,5 млн долларов. Этот результат стал восьмым в мировом рейтинге — Россию опередили США (7,5 млн аппаратов), ОАЭ (5,1 млн), Япония (2,02 млн), Мексика (1,9 млн) и Пакистан (1,6 млн).

В 2024 году РФ занимала третье место по объёмам закупок китайских смартфонов.

Китай играет крайне важную роль на мировых рынках смартфонов и компьютерной техники. Например, по сведениям аналитической фирмы IDC, во II квартале 2025 года (с 1 апреля по 30 июня) Xiaomi вошла в тройку ведущих производителей, реализовав 42,5 млн аппаратов и захватив 14,4% рынка. Для сравнения: у Apple было 46,4 млн устройств и 15,7%, а у Samsung — 58 млн и 19,7%.

Четвёртую строчку этого списка заняла китайская Vivo с 27,1 млн проданных смартфонов и 9,2% глобального рынка. Завершает топ-5 китайская группа Transsion, известная в России главным образом благодаря своему бренду Tecno. Её итоги — 8,5% рыночной доли и 25,1 млн отгруженных аппаратов.

Таким образом, на Xiaomi, Vivo и Transsion суммарно приходится почти треть мирового рынка смартфонов — 32,1%. Учитывая, что подавляющая часть современных мобильных устройств производится именно китайскими компаниями, КНР, по всей видимости, уже давно удерживает лидерство. Согласно IDC, на все остальные производители, не попавшие в первую пятёрку, приходится 32,6% рынка.

На компьютерном рынке Китай и вовсе находится на первом месте благодаря Lenovo, которая в 2004 году приобрела компьютерный бизнес у американской IBM. Спустя 21 год, в III квартале 2025 года (1 июля – 30 сентября), Lenovo реализовала 19,4 млн компьютеров, заняв 25,5% мирового рынка против 16,5 млн и 23,8% годом ранее (данные IDC).

Второе место принадлежит американской HP. Её продажи составили 15 млн компьютеров при доле 19,8%. Годом ранее показатели были 13,6 млн и 19,6% соответственно.

Тройку лидеров замыкает Dell. В третьем квартале 2025 года компания продала 10,1 млн ПК, достигнув доли в 13,3% на мировом рынке. В предыдущем году результаты были 9,8 млн и 14,2%.


Геннадий Ефремов

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории