Космос

Лунная гонка: SpaceX и Blue Origin предложили NASA альтернативные планы для победы над Китаем

По имеющимся сведениям, замечания NASA в адрес лунных программ SpaceX и Blue Origin дали результат: 30 октября 2025 года обе корпорации представили агентству пересмотренные стратегии доставки людей на Луну. Для Соединённых Штатов принципиально важно опередить Китай в возвращении астронавтов на спутник Земли, что выглядит маловероятным при сохранении текущих договорённостей.

 Ускоритель Super Heavy корабля Starship опускается в Мексиканский залив. Источник изображения: SpaceX

Ускоритель Super Heavy корабля Starship опускается в Мексиканский залив. Источник изображения: SpaceX

Как сообщает CNBC, NASA рассмотрело инициативы SpaceX и Blue Origin по сокращению сроков повторной лунной экспедиции американских астронавтов. В экспертной среде растёт обеспокоенность, что миссия Artemis 3 может столкнуться с такими задержками, которые позволят Китаю осуществить высадку до 2030 года. В сентябре временный руководитель NASA Шон Даффи (Sean Duffy) указывал на отставание SpaceX от графика Artemis 3 и допускал возможность привлечения других исполнителей, включая Blue Origin (уже имеющую контракт с агентством на последующие лунные миссии).

Неоднократно акцентировалось, что США не могут допустить лидерства Китая в лунной гонке. Сегодня речь идёт не только о научных изысканиях, но и о перспективах создания будущих станций, включая освоение стратегических ресурсов для долговременного пребывания на Луне — прежде всего водяного льда. Становится очевидным, что действующие программы NASA не гарантируют приоритета перед китайскими планами. Для обеспечения успеха требуется так называемый «запасной вариант». Вполне вероятно, что новые стратегии SpaceX и Blue Origin, направленные в NASA накануне, лягут в его основу.

Для анализа поступивших предложений агентство планирует задействовать внутренних специалистов, а также подготовить запрос на экспертизу проектов научным сообществом в сфере аэрокосмических исследований.

По имеющейся информации, SpaceX предложила NASA оптимизированную архитектуру миссии и концепцию операций, нацеленные на ускорение возвращения на Луну при повышенных стандартах безопасности экипажа. Компания выполнила 11 беспилотных испытаний ракеты Starship, два из которых признаны удачными, хотя критически важные элементы лунной программы — например, орбитальная дозаправка для пилотируемой миссии Artemis 3 — пока не прошли полную апробацию.

Согласно заявлениям SpaceX, компания самостоятельно покрыла свыше 90% затрат на данную программу, тогда как NASA перечислило ей приблизительно $2,7 млрд в рамках соглашения о разработке лунной посадочной системы (HLS). В результате общий объём инвестиций SpaceX в проект превысил $30 млрд, и вместо критики компания ожидает от космического агентства продолжения финансовой поддержки. По условиям контракта SpaceX должна получить от NASA $4,5 млрд за создание лунного модуля, причём основную часть затрат фирма берёт на себя.

Blue Origin также представила стратегию по наращиванию темпов выпуска своей модификации HLS, планируя до завершения текущего года вывести на орбиту уменьшенный прототип корабля Blue Moon Mark 1. С момента старта контракта в 2023 году на проектирование лунного посадочного аппарата компания получила от NASA порядка $835 млн. В сложившейся ситуации это решение может послужить либо заменой модуля от SpaceX, либо резервным вариантом для предстоящих космических экспедиций.

Если в отношении миссии Artemis 3 сохраняется неопределённость, то подготовка к Artemis 2 — первому за современную эпоху пилотируемому облёту Луны — активно продвигается. Старт миссии потенциально запланирован на февраль 2026 года. Как ракета-носитель, так и экипаж уже находятся в состоянии готовности.

Поделиться:

0 Комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий *
Категории